1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились?
Неизменной остается удаленность территории от Европейской России и широкий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Они определяют район как главнейший форпост России на ее восточных рубежах. Здесь наша страна наиболее близко граничит по морю с США, Канадой и Японией. На юге Приморского края Российская Федерация по суше имеет границу с КНДР. Через дальневосточные порты осуществляются внешнеэкономические связи России со многими странами Тихоокеанского бассейна, которые могут служить районами потребления наших ресурсов и продукции и, в то же время, являются поставщиками некоторых видов товаров для субъектов Федерации Дальнего Востока.
Изменяется заселенность и транспортная освоенность территории, значение и доступность разных видов полезных ископаемых. Меняется геополитическое положение, пограничные страны могут быть настроены миролюбиво, могут проявлять агрессивность.
В 2004 г. в Якутии завершено строительство меридионального участка железнодорожной линии Беркакит — Алдан — Томмот. Длина дороги 360 км. Однопутная железнодорожная линия на Томмот продолжает железнодорожную линию Тында — Беркакит и в скором времени увеличит загрузку Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн т/год. В ближайшие 5-6 лет предполагается довести железную дорогу до Якутска (еще 433 км). Это коренным образом изменит транспортно-географическое положение севера Дальнего Востока. Ныне завоз грузов для 80% территории Якутии осуществляется в короткий навигационный период водным транспортом. Значителен объем перевозок по автозимникам. Пока высокая доля расходов на транспорт сказывается на себестоимости якутской продукции, сильно снижая ее конкурентоспособность. Железная дорога Беркакит — Томмот снизит транспортные издержки для предприятий Якутии, повысит конкурентоспособность их продукции. Прокладка железной дороги до Якутска позволит соединить широтные национальные транспортные магистрали России: Транссиб и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой (Якутск — крупный порт в среднем течении Лены, дающей выход к Севморпути).
2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих территорий? Назовите черты отличия.
Черты сходства описаны в предыдущем вопросе. Отличия заключаются в разном широтном положении, а следовательно, в различной теплообеспеченности и агроклиматических ресурсах. Камчатка и Сахалин практически оторваны от материка, и связь с ними возможна только по морю или по воздуху. Приморье и Приамурье граничат с зарубежными государствами по суше, остальные из перечисленных регионов только по морю. Различна обеспеченность природными ресурсами, как лесом, так и полезными ископаемыми: Чукотка представляет собой практически безлесные территории, на Сахалине успешно ведутся лесозаготовки и расположено самое большое число деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов на единицу площади (правда, они небольшие и объемы производства невелики). Сахалин богат нефтью, газом и углем. Приморский край — углем и рудами цветных металлов. Полезные ископаемые Чукотки и Камчатки пока не только мало освоены, но еще и не изведаны.
3. Перечислите основные отрасли специализации района. Что, несмотря на различия, их объединяет?
Основными отраслями специализации района являются: цветная металлургия (добыча алмазов в Якутии), пищевая промышленность (рыбный промысел) и электроэнергетика. Объединяет эти отрасли сырьевая направленность, эксплуатация природных ресурсов и низкий уровень развития наукоемких и требующих высокой квалификации технологий.
4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и с североамериканскими странами. Приведите примеры сотрудничества.
Пока развитые страны рассматривают Дальний Восток России только как сырьевой регион и сотрудничество с ними носит однобокий характер. Отрицательно сказываются и политические разногласия. В качестве примера взаимодействия можно было бы привести и совместное освоение месторождений Сахалина. Но это скорее печальный пример, потому что интересы России при этом соблюдаются не полностью. До сих пор доходы от эксплуатации этих месторождений не поступают в российский бюджет.
Сотрудничество с Японией тормозится разногласиями по поводу принадлежности Курильских островов и Южного Сахалина.
Среди наиболее успешных совместных работ — проект добычи углеводородного сырья «Сахалин-2». В рамках проекта в порту Восточный Приморского края в 2004 г. открыт двойной сухой док, предназначенный для строительства морских опорных сооружений из бетона. Это крупнейший объект такого рода в России и один из самых больших в мире: площадь дока 33 га. Полным ходом идет строительство двух газопроводов общей протяженностью 1,7 тыс. км. Строится крупнейший в мире и единственный пока в России завод по сжижению природного газа. Транспортировка сжиженного газа специальными судами считается одним из самых перспективных направлений развития газовой отрасли. Первые поставки сжиженного природного газа с этого предприятия запланированы на 1 ноября 2007 г.
5. Дальний Восток имеет свои особые условия развития — удаленность, притихоокеанское положение, богатство ресурсов. Оцените перспективу дальнейшего экономического развития региона. С развитием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?
Дальний Восток в территориальном разделении труда выделяется цветной металлургией, рыбной промышленностью, судостроением и судоремонтом, лесным хозяйством и животноводством. Кроме того, отраслями специализации являются электроэнергетика, угольная промышленность. Особенно отличают район такие почти уникальные отрасли, как добыча алмазов, слюды, морепродуктов, пушной промысел, мараловодство, выращивание сои. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях России. Особое значение приобретает район как экологически чистая в основном территория.
Перспективы района, кроме поддержания и развития вышеперечисленных отраслей, ученые-экономисты связывают с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно- Якутского территориально-производственного комплекса. Велика роль укрепления энергетической базы района, строительства газопроводов, создания рыночной инфраструктуры и налаживания внешнеэкономических связей. Стабильное функционирование района (нормальная жизнь граждан) немыслимо без развития социальной сферы, решения экологических и демографических проблем.