58. Хозяйство района

1. Какие особенности экономико-географическо­го положения Дальнего Востока остались неизмен­ными, а какие со временем изменились?

Неизменной остается удаленность тер­ритории от Европейской России и широ­кий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Они определяют рай­он как главнейший форпост России на ее восточных рубежах. Здесь наша страна наиболее близко граничит по морю с США, Канадой и Японией. На юге При­морского края Российская Федерация по суше имеет границу с КНДР. Через дальневосточные порты осуществляются внешнеэкономические связи России со многими странами Тихоокеанского бас­сейна, которые могут служить районами потребления наших ресурсов и продукции и, в то же время, являются поставщиками некоторых видов товаров для субъектов Федерации Дальнего Востока.

Изменяется заселенность и транспорт­ная освоенность территории, значение и доступность разных видов полезных иско­паемых. Меняется геополитическое поло­жение, пограничные страны могут быть настроены миролюбиво, могут проявлять агрессивность.

В 2004 г. в Якутии завершено стро­ительство меридионального участка же­лезнодорожной линии Беркакит — Ал­дан — Томмот. Длина дороги 360 км. Од­нопутная железнодорожная линия на Томмот продолжает железнодорожную линию Тында — Беркакит и в скором вре­мени увеличит загрузку Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн т/год. В бли­жайшие 5-6 лет предполагается довес­ти железную дорогу до Якутска (еще 433 км). Это коренным образом изменит транспортно-географическое положение севера Дальнего Востока. Ныне завоз гру­зов для 80% территории Якутии осущест­вляется в короткий навигационный пери­од водным транспортом. Значителен объ­ем перевозок по автозимникам. Пока высокая доля расходов на транспорт ска­зывается на себестоимости якутской про­дукции, сильно снижая ее конкурентоспо­собность. Железная дорога Беркакит — Томмот снизит транспортные издержки для предприятий Якутии, повысит конку­рентоспособность их продукции. Про­кладка железной дороги до Якутска по­зволит соединить широтные националь­ные транспортные магистрали России: Транссиб и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой (Якутск — крупный порт в среднем тече­нии Лены, дающей выход к Севморпути).

2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих тер­риторий? Назовите черты отличия.

Черты сходства описаны в предыдущем вопросе. Отличия заключаются в разном широтном положении, а следовательно, в различной теплообеспеченности и агро­климатических ресурсах. Камчатка и Са­халин практически оторваны от мате­рика, и связь с ними возможна только по морю или по воздуху. Приморье и При­амурье граничат с зарубежными государ­ствами по суше, остальные из перечислен­ных регионов только по морю. Различна обеспеченность природными ресурсами, как лесом, так и полезными ископаемы­ми: Чукотка представляет собой практи­чески безлесные территории, на Сахалине успешно ведутся лесозаготовки и располо­жено самое большое число деревообраба­тывающих и целлюлозно-бумажных ком­бинатов на единицу площади (правда, они небольшие и объемы производства неве­лики). Сахалин богат нефтью, газом и уг­лем. Приморский край — углем и рудами цветных металлов. Полезные ископаемые Чукотки и Камчатки пока не только мало освоены, но еще и не изведаны.

3. Перечислите основные отрасли специализа­ции района. Что, несмотря на различия, их объеди­няет?

Основными отраслями специализации района являются: цветная металлургия (добыча алмазов в Якутии), пищевая про­мышленность (рыбный промысел) и элек­троэнергетика. Объединяет эти отрасли сырьевая направленность, эксплуатация природных ресурсов и низкий уровень развития наукоемких и требующих высо­кой квалификации технологий.

4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Вос­точной и Юго-Восточной Азии и с североамерикан­скими странами. Приведите примеры сотрудниче­ства.

Пока развитые страны рассматривают Дальний Восток России только как сырьевой регион и сотрудничество с ними носит однобокий характер. Отрицательно ска­зываются и политические разногласия. В качестве примера взаимодействия мож­но было бы привести и совместное освое­ние месторождений Сахалина. Но это ско­рее печальный пример, потому что инте­ресы России при этом соблюдаются не полностью. До сих пор доходы от эксплу­атации этих месторождений не поступают в российский бюджет.

Сотрудничество с Японией тормозится разногласиями по поводу принадлежнос­ти Курильских островов и Южного Саха­лина.

Среди наиболее успешных совместных работ — проект добычи углеводородного сырья «Сахалин-2». В рамках проекта в порту Восточный Приморского края в 2004 г. открыт двойной сухой док, пред­назначенный для строительства морских опорных сооружений из бетона. Это круп­нейший объект такого рода в России и один из самых больших в мире: площадь дока 33 га. Полным ходом идет строитель­ство двух газопроводов общей протяжен­ностью 1,7 тыс. км. Строится крупней­ший в мире и единственный пока в России завод по сжижению природного газа. Транспортировка сжиженного газа специ­альными судами считается одним из са­мых перспективных направлений разви­тия газовой отрасли. Первые поставки сжиженного природного газа с этого пред­приятия запланированы на 1 ноября 2007 г.

5. Дальний Восток имеет свои особые условия развития — удаленность, притихоокеанское положе­ние, богатство ресурсов. Оцените перспективу даль­нейшего экономического развития региона. С раз­витием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Дальний Восток в территориальном разделении труда выделяется цветной ме­таллургией, рыбной промышленностью, судостроением и судоремонтом, лесным хозяйством и животноводством. Кроме то­го, отраслями специализации являются электроэнергетика, угольная промышлен­ность. Особенно отличают район такие по­чти уникальные отрасли, как добыча ал­мазов, слюды, морепродуктов, пушной промысел, мараловодство, выращивание сои. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях Рос­сии. Особое значение приобретает район как экологически чистая в основном тер­ритория.

Перспективы района, кроме поддержа­ния и развития вышеперечисленных отраслей, ученые-экономисты связывают с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно- Якутского территориально-производст­венного комплекса. Велика роль укрепле­ния энергетической базы района, стро­ительства газопроводов, создания рыноч­ной инфраструктуры и налаживания внешнеэкономических связей. Стабиль­ное функционирование района (нормаль­ная жизнь граждан) немыслимо без раз­вития социальной сферы, решения эколо­гических и демографических проблем.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.