А. Дюма в своих авантюрно-исторических романах активно использует весь набор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя — к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие которых удерживает внимание читателя, вызывает его соучастие и сопереживание. При этом нужно отметить мастерство изображения характеров, умелое использование всех деталей обстановки, которые способствуют активному включению читателя в ход событий. Если мы попробуем охарактеризовать мастерство автора, то отметим, что перед нами мастер создания сюжета, обрисовки человеческих характеров, создания сложной и единой картины воспроизведения действительности в рамках художественного произведения.
Какие мысли и чувства возникают при чтении этого романа?
Чтение романа часто воспринимается как развлечение, как отдых, при котором жизнь вокруг начинает восприниматься радостно и оптимистично, хотя обстоятельства сюжета казалось бы этого не предполагают. Однако часто при чтении возникают вопросы, которые в состоянии решить уже не автор, а сам читатель. И эти вопросы и побуждения к действию часто реализуются в поступках, совсем не связанных с героями и сюжетом романа, а всего лишь подсказанных его содержанием. Так, часто возникают коллективные «Дневники мушкетеров», даются клятвы, основанные на кодексе чести мушкетеров, которые во многом предопределяют дальнейшее поведение учеников-читателей. Практически каждый читатель может оценить меру и степень воздействия книги на его духовный мир и дальнейшее поведение после того, как прочитана книга.
Чем можно объяснить появление бесконечного количества инсценировок и киновариантов сюжета романа?
Увлекательность сюжета и яркость характеров героев привлекает читателей. Особенности художественного текста, а также его популярность вызывают желание использовать его для создания произведений других жанров. Можно попробовать назвать те жанры, в которых воплощались «Три мушкетера», — это кинофильмы, спектакли, пародийные романы, мюзиклы, мультипликационные фильмы и т. д. Не всем им сопутствовала удача, но всегда сначала читатель и зритель с интересом всматривались в новые попытки использовать любимые сюжеты и героев.
Попробуйте инсценировать с одноклассниками любой эпизод романа.
Любой диалог может превратиться в небольшую сценку, которая будет показывать какое-то качество героя, например его изобретательность или быстроту реакции. В то же время яркость конкретного диалога может рассматриваться как использование художественных приемов Дюма-драматурга на страницах прозаического произведения. Роман «Три мушкетера» включен в школьную программу на правах внеклассного чтения и обращение к добровольной творческой работе по созданию инсценировки поможет всем восьмиклассникам включиться в процесс обсуждения и художественного произведения с его особенностями, и тех проблем, которые особенно важны в данный момент в этом конкретном классе.