С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее «со семи сторон»? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев «рассказывал правду по-своему»?
Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. Правда настолько необъятна и широка, сложна, что каждый из братьев увидел ее по-своему, со своей стороны.
Всяк рассказывал правду по-своему;
Кто горой называл ее высокою,
Кто городом людным торговыим,
Кто морем, кто лесом, кто степию.
Рассказы братьев о правде соотносятся с описанием многоликости правды в начале стихотворения. Недаром говорится: у каждого своя правда.
Почему братья поспорили и «рубили друг друга до смерти»? Что они «наказывали» своим сыновьям, а сыновья — внукам?
Каждый из них боролся и защищал свою правду, считая другого обманщиком и не понимая, что правы могут быть все. Своим внукам и правнукам они завещали «рубиться за правду за истину».
Каков смысл «поучения», данного в заключительной части стихотворения, напоминающей былинный исход?
«Поучение» содержит в себе совет людям не совершать подобных жизненных ошибок.
Какие художественные средства, характерные для былины, использует Толстой в стихотворении «Правда»? Почему в стихотворении поэт использует былинные приемы? Назовите их.
Стихотворение обладает песенно-стихотворной формой, читается, как былина, нараспев и начинается былинным запевом. Толстой использует характерные для былины художественные средства: постоянные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объехать тебя сто лет), повторы.
Мерный былинный стих, для которого характерны анафоры (ты горами, ты степями), удлинение в окончаниях прилагательных (удалыих, торговыих), частое использование в глаголах возвратной частицы -ся, сочетается с многократными повторами, постоянными эпитетами, свойственными былине обращениями («Ах ты гой еси, правда-матушка!»). Толстой использует в стихотворении былинную форму и былинные приемы, чтобы приблизить к нам героев далекой эпохи, дать почувствовать колорит времени, в котором создался былинный эпос, ощутить поэтику былинного текста.