Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Талант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяжении всего творческого пути сопровождала тема смысла жизни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа «Ионыч» лежали впечатления автора от посещения провинциальных городов, где «скучная серая» жизнь порождает «скучных и бездарных людей».
Сюжетная основа рассказа. Образ главного героя. Процесс духовной деградации. Последовательно и подробно представлен на страницах рассказа «Ионыч» (1898) процесс деградации личности земского врача Дмитрия Ионыча Старцева. В небольшом рассказе — история начинающейся, имеющей потенциал, но несостоявшейся жизни. В начале произведения перед читателем предстает молодой человек со свойственным юности идеализмом и стремлением изменить мир к лучшему. Он работает со всем жаром молодой души, но ему так не хватает общения, выходящего за обывательские интересы жителей города С. Знакомство с семьей Туркиных, по общему мнению «самой образованной и талантливой в городе», последовавшая влюбленность в Котика привносят в безрадостную жизнь врача, наполненную тяжелым трудом, милые душевные радости.
Постепенно все начинает меняться. Глупая шутка девушки со свиданием на кладбище, ее отъезд заставляют героя страдать. Тяжкие переживания терзают Дмитрия Ионыча … 3 дня, после чего все входит в обычную колею.
Шаг за шагом жизнь врача Старцева, человека с горячим сердцем, начинает меняться. Он превращается в Ионыча, страдающего не только одышкой, но и сердцем, «заплывшим жиром»: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят». Практика приносит ему огромный доход, но за все в жизни приходится платить. И Старцев платит — приходя к полному опустошению. Даже появление бывшей возлюбленной не способно разбудить огонек в мертвой душе Ионыча, превратившегося в обывателя и предавшего идеалы своей юности. То, что когда-то раздражало молодого врача («…подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город»), Ионыч начинает воспринимать как само собой разумеющееся: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой- нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой…»
Противостояние человека воздействию на него среды становится основой конфликта в рассказе. Екатерина Ивановна, как и Старцев, утрачивает стремления юности, хотя и продолжает играть «на рояле каждый день, часа по четыре». После возвращения домой Екатерина Ивановна начинает более трезво, без кривляний и «шуток» смотреть на жизнь.
Статичны в рассказе Иван Петрович и Вера Иосифовна Тур- кины, посредственность их «талантов», пошлость литературных опытов и шуток не меняются десятилетиями.
Средства художественной выразительности. Авторское отношение раскрывается через детали, на которых писатель заостряет внимание через антитезу, когда на фоне неменяющегося семейства Туркиных деградация Дмитрия Ионыча особенно очевидна. Душевные силы и работа над собой могли бы не допустить страшного превращения. А. П. Чехов показывает механизм утраты человечности, нравственности. Он возникает как милый недостаток, который постепенно развивается в монстра, пожирающего душу. Жадность, отсутствие сострадания и чуткости к окружающим, забота о собственном комфорте проникают в сердце человека и приводят к деградации личности.