А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?

Можно ли этот роман назвать любовным ро­маном или перед нами не только история отноше­ний двух героев, но и картина помещичьей жизни эпохи? Докажите свою правоту, привлекая текст ро­мана.
В сюжете романа присутствует лю­бовная линия. Однако перед читателем возникают картины жизни поместной России, обличается порочность социаль­ных отношений. Одной из важных сюжет­ных линий в романе становится тема крестьянского бунта, взаимоотношения крестьян и их предводителя, бывшего по­мещика Владимира Дубровского.

Какие эпизоды романа вы считаете кульмина­ционными? Назовите и перескажите их.
Глава IV первого тома изображает собы­тия высокой драматической напряжен­ности, где от поведения главного героя за­висит дальнейший ход событий. Не зная о намерениях Троекурова примириться с отцом, Владимир гонит его из имения и тем самым способствует продолже­нию вражды. Кульминационным эпизо­дом второй части можно считать объясне­ние Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж — Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекуро­ву из любви к ней. Владимир приходит к пониманию, что дом, где живет Маша, священен, что никто, связанный с ней кровными узами, не подлежит его про­клятию. В результате сюжет получает но­вое направление в своем развитии. Куль­минацией любовной линии и всего произ­ведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отка­зывается от освобождения. Верный свое­му слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Влади­мир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье. После сражения с войсками влас­тей наступает развязка всего романа: Дуб­ровский прощается со своими товарища­ми, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.

Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?

Эпиграф — значимая часть худо­жественного произведения. Он представ­ляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые ли­бо после заглавия произведения, либо пе­ред его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выра­зить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчерки­вания особо важной для автора идеи и ес­ли появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драмати­чески напряженной, влияющей на даль­нейшее развитие сюжета части произведе­ния. Такой важной частью романа «Дуб­ровский» является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покой­ником в ожидании похорон и для проща­ния с родными и близкими устанавливал­ся на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных. В доме Дубровского та­ковыми ценностями были и гордость дво­рянским родом, и воспоминания о про­шлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.

Сюжет IV главы драматически напря­жен и повышенно эмоционален. После ре­шения суда кассация не подана, Троеку­рову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала», он знает состояние своего бывшего друга и решается при­ехать, чтобы восстановить прежние отно­шения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намере­ние Кирилы Петровича могло бы предотв­ратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения ско­рой кульминации и благополучной раз­вязки, но вместо этого происходит неожи­данный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совер­шенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По при­казу Владимира Кирилу Петровича изго­няют из имения. Глава завершается пе­чальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вы­мыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служи­ли своему господину». И вновь в настро­ении Троекурова возобладало чувство мес­ти, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф пере­кликается с содержанием главы IV и фор­мулирует философскую мысль, в ней за­ложенную.

Справка. Эпиграф представляет со­бой строки из философской оды Г. Р. Дер­жавина «На смерть князя Мещерского»: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эта строка Державина благодаря Пушкину стала афористичной. По законам бытия жизнь скоротечна, смерть неизбежна — таковы мотивы этого стихотворения. Эпи­графом из оды Державина, содержание которой было известно читающей публике того времени, подчеркивается трагизм происходящего в имении Дубровского, т. е. разрушение всех моральных и быто­вых ценностей и, наконец, смерти самого владельца.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.