В сюжете романа присутствует любовная линия. Однако перед читателем возникают картины жизни поместной России, обличается порочность социальных отношений. Одной из важных сюжетных линий в романе становится тема крестьянского бунта, взаимоотношения крестьян и их предводителя, бывшего помещика Владимира Дубровского.
Какие эпизоды романа вы считаете кульминационными? Назовите и перескажите их.
Глава IV первого тома изображает события высокой драматической напряженности, где от поведения главного героя зависит дальнейший ход событий. Не зная о намерениях Троекурова примириться с отцом, Владимир гонит его из имения и тем самым способствует продолжению вражды. Кульминационным эпизодом второй части можно считать объяснение Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж — Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекурову из любви к ней. Владимир приходит к пониманию, что дом, где живет Маша, священен, что никто, связанный с ней кровными узами, не подлежит его проклятию. В результате сюжет получает новое направление в своем развитии. Кульминацией любовной линии и всего произведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отказывается от освобождения. Верный своему слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Владимир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье. После сражения с войсками властей наступает развязка всего романа: Дубровский прощается со своими товарищами, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.
Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Эпиграф — значимая часть художественного произведения. Он представляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые либо после заглавия произведения, либо перед его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выразить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчеркивания особо важной для автора идеи и если появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драматически напряженной, влияющей на дальнейшее развитие сюжета части произведения. Такой важной частью романа «Дубровский» является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покойником в ожидании похорон и для прощания с родными и близкими устанавливался на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных. В доме Дубровского таковыми ценностями были и гордость дворянским родом, и воспоминания о прошлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.
Сюжет IV главы драматически напряжен и повышенно эмоционален. После решения суда кассация не подана, Троекурову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала», он знает состояние своего бывшего друга и решается приехать, чтобы восстановить прежние отношения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намерение Кирилы Петровича могло бы предотвратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения скорой кульминации и благополучной развязки, но вместо этого происходит неожиданный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совершенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По приказу Владимира Кирилу Петровича изгоняют из имения. Глава завершается печальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину». И вновь в настроении Троекурова возобладало чувство мести, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф перекликается с содержанием главы IV и формулирует философскую мысль, в ней заложенную.
Справка. Эпиграф представляет собой строки из философской оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского»: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эта строка Державина благодаря Пушкину стала афористичной. По законам бытия жизнь скоротечна, смерть неизбежна — таковы мотивы этого стихотворения. Эпиграфом из оды Державина, содержание которой было известно читающей публике того времени, подчеркивается трагизм происходящего в имении Дубровского, т. е. разрушение всех моральных и бытовых ценностей и, наконец, смерти самого владельца.