Анализ «О чем плачут лошади» Абрамова

«О чем плачут лошади»

(Рассказ)

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра­гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ­ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове­ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме­сто в жизни.

Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры­жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи­тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя­желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша­башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де­ревне в «благополучные» годы окончательной победы со­циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек­тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш­не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста­ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни­ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо­знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече­ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро­страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во­прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль­зуемся многими общественными благами, но забываем ис­тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе­му жизнь лучше.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.