Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»
Литература дает нам огромный опыт жизни. Она развивает в человеке чувство прекрасного, красоты мира, природы, добрых чувств и поступков.
Одним из моих любимых и талантливых литераторов является Александр Сергеевич Пушкин, чьи произведения читатели никогда не обходят стороной, а также постоянно выбирают их в свой круг чтения. Пушкинские стихотворения, в основном, понимаются и прочитываются довольно легко, так как в них вкладывались мотивы лирики, личные искренние чувства, собственное мировоззрение. Эти мотивы звучат в одном из самых известных стихотворений «Деревня». Оно было написано в 1819 году, в наиболее плодотворный для Пушкина период, насыщенный лирическими произведениями. В стихотворении поэт призывает читателей уйти прочь от серой городской суеты в «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он весьма красиво рисует благодатную деревенскую картину природы: «… Озер лазурные равнины…, ряды холмов и нивы полосаты…, овины дымные и мельницы крылаты». Строчки плавные, словно льются из-под пера. Описания природы не просто перечислены, все продумано и прочувствовано Пушкиным. Но это лишь первая часть «Деревни», где содержатся первые авторские признанья: «Я твой: люблю сей темный сад с его прохладой и цветами, сей луг, уставленный душистыми скирдами». Для читателя деревенский пейзаж – нечто знакомое, родное, живое. Но идеальное спокойствие и беззаботность, к сожалению, кажутся таковыми лишь на первый взгляд.
Неслучайно другая часть начинается с противительного союза «но» и заключает в себе антитезу, резкий контраст первой. От прекрасного пейзажного фона Пушкин переходит к народно-крепостнической проблеме. Сильное волнение души и потребность в том, дабы выразить естественные переживания – все это порождает такие строфы: «Не видя слез, не внемля стона, на пагубу людей избранное судьбой, здесь барство дикое… присвоило себе… и труд, и собственность, и время земледельца». Критикуя силу крепостничества, власть помещиков, автор волей-неволей встает на сторону свободы, воспевая вольность, непокоримость. Именно поэтому «Деревню» можно отнести к вольнолюбивому стихотворению, антикрепостническому. Барство забрало у крестьянина все: и свободу, и моральную непокоримость; барство угнетает, притесняет крестьянина, пашущего всю жизнь на барщину, в ответ, получая лишь страдания и несправедливость. Для Пушкина, яркой, вольнолюбивой личности, не вставить собственное мнение в осуждение феодализма и сочувствие бедным крестьянам, было бы не также, как и не подать руку помощи кому-либо. Заканчивая свое стихотворение, Пушкин обращается к читателям, заставляя их задуматься, увидит ли он «народ неугнетенный и рабство падшее», одновременно веря в исходность своих слов и в то, что над «отечеством свободы просвещения взойдет…прекрасная заря».
Безусловно, на это можно было бы не закончить это рассуждение о «Деревне», но столь сложная проблема, выдвинутая в стихотворении нам, читателям, не особо надобна, да и вобщем-то, не особо понятна. Скажу только, что не только Пушкиным была выдвинута тема вольнолюбивой лирики, которая всегда вдохновляла его на прекрасные строфы, тем не менее анализируем и ощущаем мы эту тему наиболее четко в творчестве А.С Пушкина.