Когда под черными крылами Склонюсь усталой головой И молча смерть погасит пламя В моей лампаде золотой…
Коль, улыбаясь жизни новой, И из земного жития Душа, порвавшая оковы, Уносит атом бытия, —
Я не возьму воспоминаний,
Утех любви пережитых,
Ни глаз жены, ни сказок няни,
Ни снов поэзии златых,
Цветов мечты моей мятежной Забыв минутную красу, Одной лилии белоснежной Я в лучший мир перенесу И аромат, и абрис нежный.
Стихотворение интуитивно поражает читателя единством лирического тона. Поэтический текст строится на различных литературных ассоциациях, которые отсылают читателя к определенной культурно-бытовой традиции и без знания которой он не может быть полностью понят. В произведении нет прямых цитат, но возникающие ассоциации являются ключом к пониманию смысла художественного произведения, идейного замысла поэта. Образ «черных крыльев» связан с традицией демонизма, закрепленной в сознании читающей публики с образами М.Ю. Лермонтова и байронизмом. Образ «усталой головы» навевает воспоминания о поэзии Надсона 80-90-х годов XIX века. Образ гаснущей лампады имеет два значения: условно-литературное и ассоциации с христианско-церковной культурой.
Во второй строфе «жизнь новая» противопоставлена «земному житию»:
Коль, улыбаясь жизни новой,
И из земного жития Душа, порвавшая оковы,
Уносит атом бытия…
Знаменателен здесь образ души, порвавшей земные оковы. Но слово «атом», употребленное в последнем стихе четверостишия, вводит читателя в мир научно-естественной лексики. Третья строфа вводит в стихотворение тему воспоминаний:
Я не возьму воспоминаний,
Утех любви пережитых,
Ни глаз жены, ни сказок няни,
Ни снов поэзии златых…
Лирический герой вспоминает любовные утехи прошлого, «сны поэзии златой», детство и молодость.
Образ лилии (именно название этого цветка положено в основу названия всего стихотворения) также превратился в литературную ассоциацию (связь с античной культурой):
Одной лилии белоснежной..
Таким образом, Анненским создается поэтический текст единство которого складывается из использования различных литературных традиций и ассоциаций.