«Береза» (1913). В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С.А. Есенина — «Береза». Центральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее почитаемых у славян». Эпитет белая не только описывает дерево, но н отождествляется в восприятии читателя с божественным началом, гак как белый цвет в древнерусских памятниках означает причастность к Богу. Одушевленный образ березы создается и метафорой принакрылась, через которую прослеживается связь дерева с образом женщины: ее желанием быть красивой, сохранить очарование. Строка «Под моим окном» указывает на личностную сопричастность происходящего поэту, который не просто восхищен открывшейся перед ним картиной природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональное впечатление постепенно сменяется проникновением в тайну существования дерева. Береза, оказывается, живет внутренней жи?нью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Третья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэтическом контексте особый смысл: естественное продолжение лирического повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описываемых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображения, определяется место березы в окружающем мире:
И стоит береза В сонной тишине,
И горят снежинки В золотом огне.
В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действительности:
А заря, лениво Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром.
Через несколько лет в программной статье «Ключи Марии» С.А. Есенин написал: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь…» В стихотворении «Береза» раскрывается философия раннего Есенина: в центре мироздания находится дерево как символ сопричастности человека с настоящими корнями.