Анализ стихотворения Державина Гром
Стихотворение Г.Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении «Гром».
Лирическое произведение Державина — гимн стихии, ода природе и Богу-Творцу. Для восхваления Творца поэт обращается к классицистическому жанру оды, соблюдая ее основные каноны: особенности построения (каждая строфа состоит из десяти стихов, используемый размер — четырехстопный ямб), употребление слов высокого «штиля» (церковно-славянская лексика, старославянизмы), сочетание абстрактных понятий с конкретными («колесница грома»).
Лирический герой разговаривает с природой и Богом один на один, вокруг него нет мира людей с их мелкими, ничтожными желаниями и страстями. Лирический герой один на один с великой тайной Бога, он немного пророк, преемник «тяжелой колес-
ницы грома», он призван понять природу и рассказать об этом понимании людям. Лирический герой пытается проникнуть в глубинные тайны мироздания, узнать сущность Бога в религиозно-стихийном смысле, ведь перед нами сам Бог во всем его величии и первозданности.
Стихотворение «Гром» построено при помощи кольцевой композиции. Вначале поэт говорит о грозности, величии ужасающей стихии, о страхе перед ней и заканчивает он также восторгом, восхвалением грозной стихии. Такая композиция позволяет понять, что гром — не только кара Божья, но и защита людей.
Ритм стихотворению придают повторы слов, риторические вопросы, восклицательные и побудительные предложения:
О гром! гроза духов тех гордых,
Кем колебался звезд престол!
Используемая в стихотворении антитеза — контраст грозы и ясного дня помогает понять, что в мире царит диссонанс, и пока люди не будут верить в Творца, среди них будет существовать дисгармония.
Использование в стихотворении возвышенной лексики (хаос, Творец, Бог), устаревших слов (порт, хлябь, перст), античных образов (зефиры) предает произведению торжественность. Цветовая и звуковая гамма стихотворения создается благодаря мастерскому использованию художественно-выразительных средств (цветовых эпитетов, красочных метафор, олицетворений), аллитераций, ассонансов. Чтобы изобразить тишину, умиротворение, наступающие после грозы, поэт использует сочетание глухих согласных с сонорными:
Утихло дуновенье бурно,
Чуть слышен шум и серный смрад;
Пространство воздуха лазурно И чела в злате гор горят.
Могущество природной стихии подтолкнуло поэта к размышлениям о величии Бога, о безбожниках и верующих, а все произведение заканчивается настоящим гимном грому. Поэтому гром можно рассматривать как метафорическое изображение явления воли Бога. Стихотворение Державина «Гром» настолько эмоционально, экспрессивно, настолько красочна изображенная картина грозы, что, думается, именно гром — вестник Бога был источником вдохновения поэта.