Среди поэтов-лириков Серебряного века значительной фигурой был Гумилев Николай Степанович, один из основателей школы акмеизма. Из всего многообразия лирики автора мне хотелось бы провести анализ стихотворения Гумилева «Жираф», по плану, который наиболее полно отразит его композиционные и стилистические особенности.
Представляя автора, нельзя не упомянуть, что Николай Гумилев был создателем собственного литературного направления, придуманного им для отражения реальности содержательными и изящными словами. Его лирический герой отличается целенаправленностью и волей, он не поддается влиянию ежедневной рутины, а с любопытством смотрит на окружающий мир, увлеченный его красотами и приключениями.
Продолжая планомерный анализ, хочется отметить сборник, в который включено стихотворение «Жираф». Это цикл «Романтические цветы», увидевший мир впервые в 1908 году. Само стихотворение было написано поэтом годом ранее, и является своеобразным авторским ярлыком, по которому можно составить общее представление о творчестве Николая Гумилева.
Произведение относится к жанру философской лирики, и посвящено далекой и экзотической Африке, которую поэту посчастливилось посетить. Как истинный мастер-сказочник, автор увлекает читателя в далекие яркие края, где нет места серым будням и грустным мыслям, но есть красочная, не похожая ни на что жизнь, наполненная светом, грацией и весельем.
Говоря о теме данного стихотворения, следует отметить, что оно представляет собой рассказ лирического героя загадочной, но грустной незнакомке, о таинственном Черном континенте, полном чудес и волшебства. Этот образ Гумилев выражает с помощью яркой фигуры жирафа – грациозного животного с волшебным узором на шкуре. Герой просит женщину не зацикливаться на унылой обыденности и проблемах, а подняться над ними и понять, что в мире существует что-то помимо душевного дождя и слез. Мир – это не только то, что мы видим своими глазами, а то, как мы на него смотрим внутренним зрением.
Это скорее наш выбор видеть его таким, как нам хочется, а не реальное отображение действительности. Мне кажется, это является идейной составляющей данного стихотворения, тем, что автор подразумевал в нем, не говоря прямыми фразами.
Художественные образы проскальзывают в течение всего стихотворения Гумилева, создавая особую непередаваемую атмосферу, присущую только далекой Африке. Красочные эпитеты (грациозная стройность, немыслимые травы, изысканный жираф), нетривиальные сравнения (например, бег жирафа автор уподобляет птичьему полету), метонимия (бродит жираф), повтор («Послушай, далеко, далеко на озере Чад…») – далеко не полный список всех способов описания картины чудесного края.
Композиционно стихотворение воплощает в себе удивительную сказку, что подтверждается его кольцевой структурой. Действие произведения завершается в том же месте, где ему было положено начало. Таким образом, автор увлекает читателя своим воодушевлением и запалом, словно он может без конца рассказывать эту красочную историю. Это стихотворение является моим любимым, так как Николай Гумилев заставляет посмотреть на мир с другой точки зрения и поверить, что и на нашей планете могут существовать действительно райские уголки, на которые многие люди, к сожалению, не обращают внимание.