«К морю» (1824). Элегия А.С. Пушкина «К морю» написана уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к морю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море является в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением индивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон — бросившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщетны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую силу («тиран» — Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» — Байрон). Шум моря напоминает человеку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призывает человека к духовному совершенствованию:
В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Стихотворение А.С. Пушкина построено в форме диалога. Книгопродавец — человек, торгующий искусством, и поэт-борец, создающий художественные произведения, ведут между собой разговор, размышляя о предназначении поэтического творчества. Книгопродавец рассматривает искусство только с позиции материальной выгоды:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Поэт же говорит о внутренней, творческой свободе, о независимости его дара, невозможности создавать художественные шедевры по чьему-либо заказу.