Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова проводится на уроках чтения в 3-м классе, когда изучается это произведение. Ученики хоть еще и совсем юны, но уже способны оценить по достоинству шедевр, созданный великим русским поэтом. Ведь написал он его, если верить литературоведам, в возрасте 14 лет (в 1828 году). То есть, когда был не на много старше, чем сегодняшние маленькие читатели.
Лермонтов, «Осень», анализ стихотворения (3 класс). Это произведение можно назвать миниатюрой. Ведь оно состоит всего из 12 строк, разделенных на три куплета. Однако мастерство автора позволило ему уложиться в этот объем и создать яркий образ осени.
Когда читаешь стихотворение, она так и стоит перед глазами. Словно видно воочию эти пожелтевшие листья, которые опадают, кружась, и тусклую луну, слабо освещающую голое поле, подарившее людям урожай и отдыхающее после «трудов». Воображение четко рисует поникшие ели в бору, зелень которых уже не такая яркая, как весной или летом, рыскающего в поисках норы зверя, уставшего пахаря.
В отличие от многих других русских поэтов, воспевавших осень, «рисовавших» ее яркими, теплыми красками во всем золотом великолепии, Лермонтов не любил это время года. Оно ассоциировалось у него с угасанием, увяданием, медленной, но неизбежной смертью, вызывая чувства унылости и тоски. Именно такими настроениями пронизано стихотворение. Это позволяет говорить о том, что нелюбовь к осени появилась у Лермонтова еще в детстве.
Несмотря на то, что данное произведение чуть-чуть перекликается с пейзажной лирикой Пушкина, здесь нет ни буйства красок, ни восхищения природой, ни даже светлой грусти. Листья у Лермонтова не золотые. Они просто «пожелтели». Опадают, обнажая черноту. Никаким блеском золота поэта не обманешь. Он понимает, что это время – как седина у человека – говорит о старости и приближении смерти.
В каждой строчке стихотворения «Осень» сквозит тоска. Именно она, а не печаль или грусть. Лирическому герою больно смотреть на то, как погибает все живое, как «горбится» и «кукожится» в ожидании лютой зимы. Это настроение передается читателю. Он переживает вместе с поэтом. Желает, чтобы поскорее пришла весна.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» показывает, что уже в 14-летнем возрасте автор его был настоящим поэтом. Ведь нужно иметь огромный талант, чтобы так хорошо отразить с помощью обычных слов, мастерски уложенных в 12 строчек, целую глыбу эмоций, передать читателю через века и поколения свое настроение, свое восприятие времени года, которое для кого-то было источником вдохновения, а для Лермонтова – причиной неизбывной тоски.