«Родина» (1841). По своему содержанию стихотворение резко контрастирует с другим лирическим произведением поэта «Прощай, немытая Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России народной. Композиционно в произведении
можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной родине:
Люблю отчизну я,
Но странною любовью,
Не победит ее рассудок мой…
Лирический герой видит в России и долготерпенье русского народа, и величавую неподвижность, и патриархальность. Но эти «допетровские идеалы» не пробуждают души лирического героя. Со слов «Но я люблю, за что, не знаю сам…» начинается вторая часть стихотворения, в которой сначала изображается широкая панорама всей России, затем вместе с лирическим героем движемся по ее дорогам. Взгляд поэта останавливается на все более конкретных деталях:
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестьянину, простому русскому человеку. Как пишет И. Андроников: «Родина» представляет собою ответ Лермонтова на какой-то политический спор о России. Его любовь не имеет общего ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровыо «усмиренных», ей чуждо «гордое доверие», основанное на убеждении в незыблемости крепостнических отношений.. Если при этом знать, что стихотворение возникло под влиянием путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в деревнях ели даже кровельную солому, заключительные строки лермонтовского стихотворения становятся особо значительными».