«Tristia» («Я изучил науку расставания…». Это одно из центральных стихотворений второго поэтического сборника О. Мандельштама, названного также «Tristia» (1916-1920), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается трагизм современного существования. «Tristia» в переводе означает — «скорбные элегии», «скорбные песнопения», так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, которую любил перечитывать Мандельштам. Мотивы скорбных элегий Овидия для поэта — живые свидетельства друзей во времени, «наука расставания», предчувствие страданий, боли в будущем, пророчество о судьбе ссыльного поэта. Ориентируясь на античные образы, Мандельштам пытается создать «новый классицизм», который, по его мнению, является своеобразным выходом из мира хаоса к гармонии и порядку. Поэт уходит от современной действительности и обращается к временам далекой истории.