«Тройка» (1846). В стихотворении главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа перерастают в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах:
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой лирический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясняется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желание рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:
Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
Но, начиная с третьей строфы, передается особенность речи крестьянской девушки, ее окружения:
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных-как ночь…
Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики Н.А. Некрасова Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини».