В стихотворении Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы.
Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н.э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках».
Примечательно, что шум морских волн рождает у лирического героя чувство гармонии. В природе вообще доминирует «созвучье полное», в то время как человек осознает разлад с нею. «Души отчаянной протест» направлен на бесполезное противостояние человеческого разума миру природы. Однако он обречен остаться безответным, как «глас вопиющего в пустыне», потому что человек все равно должен в итоге соединиться с этим невозмутимым строем природного мира. В стихотворении доминируют вопросительные интонации.
В третьей строфе возникает интересный образ: «И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?» Он восходит к известному афоризму Б. Паскаля, наглядно иллюстрирующему хрупкость и конечность бытия: «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий».
Основные образы произведения можно разделить на две части: «стройный мусикийский (музыкальный) шорох», «невозмутимый строй», «созвучье полное», подчеркивающие стабильность, и «зыбкие камыши», «призрачная свобода», «отчаянный протест», актуализирующие зыбкость бытия.
В последней строфе Ф.И. Тютчев подчеркивает вертикальную ось художественного пространства («от земли до крайних звезд»), что, в свою очередь, помогает ему соотнести «землю» и «небо». Философское осмысление мира предполагает возможность возвыситься над земной суетой и обратить свой взор к звездам.
Разлад в итоге порожден тем, что разум осознает конечность бытия, в то время как природа вечна и неизменна в своем бесконечном многообразии.
Противоречие неразрешимо. Оно мешает человеку осознать гармонию с миром и обрести ее в своей душе.
Из контекста произведения становится ясно, что гармонию поэт видит не только в природе, но и в мире звуковых образов («певучесть», «мусикийский шорох»). Таким образом, становится понятным, что поэзия — это, пусть кратковременный, но верный способ для человека обрести гармонию с миром.