ЮНУС ЭМРЕ: НА ПУТИ К БОГУ
Поэт — если он по-настоящему великий Поэт — не должен быть сытым. Философ — если он по-настоящему великий философ — не может быть счастливым. Родоначальник — если он понимает, что судьбою даровано ему право начать литературу, — не имеет права быть трусливым. Он и не был таким, странствующий дервиш Юнус Эмре, первый турецкий поэт, отчаянный смельчак и вечный влюбленный.
Это было время странствующих монахов: полуголодные, полуодетые, закутанные от палящего солнца в грубые, латаные-перелатаные плащи и подпоясанные веревкой в знак добровольно принятой на себя бедности, бродили неприкаянные дервиши от селения к селенью, нигде не задерживаясь, но и ничего не пропуская. Азия, Кавказ, Иран — для дервишей не было границ, преград и тупиков, они проникали всюду, впитывая мир жадным до впечатлений сердцем. Это потом, спустя несколько столетий, дервиши выродятся в попрошаек и шарлатанов, а тогда, в XIII веке, среди странников можно было встретить недюжинных поэтов, оригинальных мыслителей, государственных мужей, бросивших суетную политику и. ушедших в бесконечное путешествие.
Это не было праздным шатанием: жизнь поэта есть путь к Богу, Бог есть любовь, Любовь есть мир. Юнус Эмре обратился к темам бытия, щедрости и доброты, радости жизни, неизбежности смерти, вечным во все времена независимо от национальной принадлежности человека и его взглядов. Познавая мир, познаешь Бога, но поскольку познать Его до конца невозможно, конца у пути нет.
Именно об этом и писал Юнус Эмре.
Впрочем, об этом писали и до него, но именно этот задира-монах, не скрывавший своих свободолюбивых взглядов, впервые начал делать это на тюркском наречии, языком, абсолютно понятным каждому погонщику ослов и каждому торговцу инжиром.
Его стихи, рассеянные по песчаным дорогам Турции, заботливо собрали и переписали спустя десятки лет после его смерти: разумеется, сам Эмре не издавал книг и не вел поэтического дневника. Но строки его так легко запоминались, так ложились на душу, так просто объясняли сложные вещи, что и спустя десятилетия поэзия его выглядела свежей и незатертой.
А между тем это было неоплатоновское учение, со всей его сложностью и глубиной, с объяснением природы творчества, феномена смерти или бессмертия и сущности Бога. Это была мировая философия, сжатая до нескольких поэтических строк, понятных каждому.
Между прочим, знаменитая «двойная формула» любви — «Давайте любить и быть любимыми» — это строка Юнуса Эмре. Простая, как все гениальное. Вечная, как все настоящее. Бесконечная, как дорога к Богу.