ЧЕМ ОЧАРОВАН СТРАННИК? НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ БИОГРАФИЯ

ЧЕМ ОЧАРОВАН СТРАННИК? НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ

Проза требует жизненного опыта. Если стихотворение вполне способно выплеснуться из юной, неопытной души, то хорошая проза без определенной суммы жизненных впечатлений, наблюдений, удивлений, несогласий и очаро­ваний — невозможна. Часто к прозе писатель приходит в зрелом уже возрасте — после того, как рассмотрел и понял, что, как и почему происходит в жизни. Именно так пришел в литературу один из самых оригинальных художников конца XIX века Николай Лесков.

Первая публикация в печати — и это еще не художе­ственная проза, а только лишь журнальная публицисти­ка — появилась у Лескова в тридцать лет. К тому времени он знал Россию всю, и не парадный ее сюртук, а изнанку повседневного тулупа: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, я вырос в народе, я с на­родом был свой человек, я был этим людям ближе всех поповичей», — писал он впоследствии в каком-то горячем журнальном споре.

Детство — в поместье богатых родственников под Ор­лом, юность — на хуторе Панин Кромского уезда, самая что ни на есть российская глубинка. Потом — смерть отца и все уничтоживший пожар в родительском доме, и начало самостоятельной жизни в неполные шестнадцать: место в Орловской уголовной палате суда. Можно себе предста­вить, чего насмотрелся молодой чиновник там, где реша­ются уголовные дела российской глубинки.

Потом была казенная палата в Киеве под крылышком богатого дяди, киевского профессора Алферьева, и заме­чательные люди в профессорском доме: здесь двадцати­летний Николай, не окончивший полного курса гимназии из-за смерти отца, проходит свои университеты, жадно впитывая споры и разговоры прогрессивной профессуры.

Вскоре молодой человек, взволнованный идеями Герце­на и Белинского, оставляет государственную службу и по­ступает в крупную частную компанию, которая занимается переселением крестьян на новые земли — вот это опыт! По делам переселенцев он истоптал всю европейскую часть империи — вместе с подопечными, бегущими от горькой доли к доле еще горшей.

Впечатления переполняют — и Лесков начинает писать. Сначала это зарисовки и очерки в «Отечественных запис­ках», потом рассказы из «народной жизни», далее — острые полемические статьи в «Северной пчеле». Потом — по­вести: «Житие одной бабы» и знаменитая «Леди Макбет Мценского уезда». Яркое, сочное, точное перо новоявлен­ного писателя одинаково колет глаз и официальной цен­зуре — больно правдив щелкопер! — и литературной оп­позиции — а ведь не любит Николай Семенович великий русский народ, не уважает крестьянство, и уж совершенно не жалует народников! Лесков, с его глубоким знанием русской жизни, одинаково далек и от лубочного любова­ния кокошниками да моченой клюквой, и от наивной веры в «хождения в народ» — и его отправляют от греха подаль­ше в годовую командировку за границу. Польша, Западная Украина, Чехия, Австрия, Франция, а по сути все равно — Россия, которую теперь, после пристального взгляда изну­три, можно разглядеть издалека.

Возвращается Лесков сложившимся художником: бес­конечно страдающим за свой несчастный народ и без­заветно любящим его за талант, доброту и наивность. Одно из самых проникновенных произведений о русском человеке — повесть «Очарованный странник» — рожда­ется именно из этих, драматически проживаемых чувств. А потом появляется «Левша» — лучшая русская «взрослая» сказка о том, как велик и низок одновременно бывает рус­ский человек, прекрасный в своей мастеровитости и ужас­ный в своей властной глупости.

И как жаль, что не был услышан Николай Лесков сво­ими «народничающими» современниками — сплошь го­родскими жителями, знающими русский народ по сказкам Афанасьева и словарю Даля… Глядишь — и не пришлось бы спустя пятьдесят лет каяться в том, что русский народ, мол, совсем не таким оказался…

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.