Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством

Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством

«Естественными формами существования изображённого мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и про­странство. Время и пространство в литературе представляют со­бой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста», — пи­шет литературовед А. Б. Есин.

Свойства художественного времени и пространства:

  • свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой;
  • дискретность (прерывность), то есть воспроизведение не все­го потока жизни, а только значимых фрагментов; дискрет­ность служит для придания сюжету динамичности;
  • различная степень условности (в лирике — большая, в драме и прозе — меньшая).

Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тен­денции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абст­рактного пространств, их взаимного «перетекания» и взаимо­действия. При этом конкретному месту действия придаётся символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной мо­делью.

Так происходит в «Мёртвых душах», когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на её пути к совер­шенствованию.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.