Что мы называем художественным временем и художественным пространством
«Естественными формами существования изображённого мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и пространство. Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста», — пишет литературовед А. Б. Есин.
Свойства художественного времени и пространства:
- свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой;
- дискретность (прерывность), то есть воспроизведение не всего потока жизни, а только значимых фрагментов; дискретность служит для придания сюжету динамичности;
- различная степень условности (в лирике — большая, в драме и прозе — меньшая).
Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тенденции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абстрактного пространств, их взаимного «перетекания» и взаимодействия. При этом конкретному месту действия придаётся символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной моделью.
Так происходит в «Мёртвых душах», когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на её пути к совершенствованию.