Эпос, лирика и драма
Любое литературное произведение принадлежит к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.
Эпосом в Древней Греции называли повествование, рассказ. Автор эпического произведения, как говорил Аристотель, рассказывает «о событии, как о чём-то отдельном от себя». В эпическом произведении, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь. В произведениях больших эпических форм несколько сюжетных линий, рассказывается о событиях, происходящих одновременно в разных местах («Повесть временных лет»). Действие, о котором повествуется, может разыгрываться на протяжении десятков лет, включать в себя множество эпизодов. В начале XVI в. создан самый замечательный памятник жанра хождений — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Эпические произведения написаны в определённых жанрах. Эпические жанры делятся на три группы: большая форма — героическая песнь, былина, эпопея, роман, летопись; средняя — повесть, поучение; малая — рассказ, новелла, басня и др.
Эпосом также называют героическое повествование о прошлом, потому что основные события здесь разворачиваются на фоне широкой картины народной жизни. Например, о жизни карело-финского народа рассказывает «Калевала». На Руси героический эпос представляют былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»). Героический эпос существует практически у всех народов как в устной, так и в письменной формах. Крупным эпическим письменным жанром считается летопись — историческое повествование, которое велось по годам («Повесть временных лет»).
Если былины и легенды существовали как в устной, так и в письменной формах, то предания были повествованиями, которые передавались из уст в уста и отображали не последовательную цепь событий, а один яркий и малоизвестный эпизод истории.
К средним письменным жанрам можно отнести поучение — завет, наставление старшего младшим («Поучение» Владимира Мономаха).
Ещё один распространённый эпический жанр — повесть. Она посвящена нескольким эпизодам из жизни главного персонажа (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»), тогда как рассказ — только одному яркому случаю или моменту (А. П. Чехов «Хамелеон»). В России рассказ, прежде чем стать самостоятельным жанром, считался краткой разновидностью повести.
Лирика — род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли. Выражает их лирический герой — тот, от лица которого пишется произведение. В отличие от эпоса, лирическое произведение не имеет сюжета или он едва намечен.
Самыми распространёнными лирическими жанрами считаются ода, элегия, послание. Одой называется стихотворение в торжественном тоне с постоянным кругом тем — прославление монарха, государственного величия (оды М. В. Ломоносова).
В лирических произведениях важны каждое слово, интонация, ритм. Поэтому лирика тяготеет к стихотворной форме. Но стихи не обязательный признак лирики. Есть стихотворения у И. С. Тургенева в прозе («Русский язык» и др.), в которых писатель выразил мысли и чувства, владевшие им на протяжении всего творческого пути.
Произведения, которые можно отнести и к эпосу, и к лирике, называются лиро-эпическими. В них сюжет неотделим от переживаний повествователя.
Крупный лиро-эпический жанр — поэма. В поэме повествуется о различных событиях сквозь призму авторского восприятия.
Другой лиро-эпический жанр — баллада. В ней повествуется о каких-либо исключительных событиях — исторических или легендарных. Главная тема баллады — столкновение героя с роком и судьбой.