ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ (СОЧИНЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА)

ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ

(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА)

О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писа­тели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского на­рода вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта «поддерживается и углубляется исканием абсолют­ного добра и связанной с нею религиозностью народа».

Множество отзывов о доброте простого русского че­ловека можно найти в «Дневнике писателя» Ф. Достоев­ского. Все они не голословны, а основаны на реальных случаях из жизни самого писателя: «Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют». Ф. Достоевский высоко ценит жалостливость русского народа, которая выражает­ся в отношении простого народа к преступникам как к «самым несчастным», стремится всячески облегчить их участь, хотя и считает их заслуживающими наказания.

Писатель любит указывать на случаи проявления доб­рого отношения русских солдат к неприятелю во время войны, В одном месте своего «Дневника» он рассказывает о том, как «во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих рус­ских, при этом говоря: “Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо”». «Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в этих простодуш­ных и великодушных, шутливо сказанных словах?» — зак­лючает Ф. Достоевский.

Проникнутый безграничной любовью к русскому народу, Ф. Достоевский тщательно записывает подлинные истории о доброте, проявленной русским человеком в суровых ус­ловиях военных действий. Так, например, он пересказывает историю, произошедшую на русско-турецкой войне, о том, как русский солдат кормит пленного турка. При этом он комментирует свой поступок следующими словами: «Чело­век тоже, хоть и не хрестьянин». Английский журналист, бывший свидетелем подобных сцен, писал о русских: «Это — армия джентельменов».

В романе «Анна Каренина» Л. Толстой создал образ князя Щербацкого, которого с полным правом можно назвать добрым человеком. И дочь его Кити говорит Вареньке, вос­питаннице госпожи Шталь, к пиетизму которой князь от­носится насмешливо: «Я не могу иначе жить, как по серд­цу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!»

«Жизнь по сердцу» в понимании героини романа и са­мого Л. Толстого создает открытость души русского чело­века и дает легкость в общении без показной вежливости.

Нельзя не сказать и еще об одном человеческом каче­стве, которое затрагивается в творчестве Л. Толстого. Это милосердие. По мысли великого русского писателя, «ми­лосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и ува­жении к его человеческому достоинству».

А что такое вообще человеческое милосердие? Не знаю, как у кого, а у меня при слове «милосердие» возникает ассоциация с романом братьев Вайнеров «Эра милосердия» и известным фильмом В. Говорухина «Место встречи из­менить нельзя». Один из главных героев романа капитан Жеглов в споре с соседом Шарапова по коммунальной квартире о способах и методах искоренения преступнос­ти в стране произносит: «Милосердие — поповское сло­во». Тем самым он исключает всякую возможность про­щения, сострадания и человеколюбия. Но главная идея ро­мана, которая, на мой взгляд, сильно искажена в фильме, заключается как раз в том, чтобы доказать: только возврат к человечности, гуманному отношению ко всякому, даже оступившемуся человеку, станет основой возрождения. Ведь зло может породить только ответное зло, агрессия — от­ветную агрессию. Как в старом добром мультфильме «Крош­ка Енот», которого мать-енотиха отправила на дальнее озе­ро за осокой. Ни гримасы, ни длинная палка, ни угрозы не помогли избавиться Крошке Еноту от страха перед тем, кто сидит в озере. И только добрая улыбка побеждает «вра­га». Мне кажется, нынешнее время с безжалостными заказ­ными убийствами и мелочной бытовой поножовщиной до­казывает, что капитан Жеглов был не прав. Не права была система, при которой жили наши родители и которая с юных лет воспитывала в человеке ненависть — к классово­му врагу, иностранцам, к тем, кто имел самостоятель­ные независимые взгляды. И если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегод­ня — ежедневно и ежечасно — в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые Ис­покон веков были присущи русскому народу.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.