Д.С. Мережковский (1866-1941) первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения, выступив в 1892-ом году с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Д.С. Мережковский — сложная фигура в литературе «серебряного века». Его поэзия неотделима от религиозно-философских исканий, которыми он занимался всю жизнь, обретая Бога и новую религию. Влияние философа B.C. Соловьева, писателя Ф.М. Достоевского обусловило тематику поэзии Д. Мережковского: роковое одиночество и раздвоенность личности, восхищение истинной красотой и «неохристианство», утверждение единства тела и духа. В 1892 году Д.С. Мережковский издал сборник стихотворений «Символы», в котором уже чувствуется его собственный поэтический стиль, в отличие от первого сборника «Стихотворения», изданного в 1888-ом году. Поэтический сборник «Символы» отличает разнообразие тематики: ориентация на традиции античной культуры и творчество А.С. Пушкина, трагизм повседневного, увлеченность городской тематикой. В этом сборнике Д. Мережковский на несколько лет предвосхитил грядущие изменения в России. Сборник «Символы» — предчувствие будущих перемен:
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века В слабом сердце человека Правда с ложью сплетены.
Третий сборник «Новые стихотворения» (1896) динамичнее по содержанию. Теперь поэт не только намечает отдельные темы, но испытывает постоянное ощущение тревоги одиноких пророков, уничтоженных мудрецов:
Мы бесконечно одиноки,
Богов покинут жрецы…
Четвертый сборник поэтических произведений Д. Мережковского «Собрание стихов» издан в 1909-ом году. В нем по-новому начинают звучать старые стихотворения, находясь в ином поэтическом окружении. Поэт-символист вновь обращается к Богу, так как только он может дать избавленье от уныния и безнадежности. Все стихотворные произведения сборника пронизаны: желанием веры:
Мы не смеем, не желаем,
И не верим, и не знаем,
И не любим ничего.
Боже, дай нам избавленья,…
Дай нам крылья, дай нам крылья,
Крылья духа Твоего!
(«Молитва о крыльях»)
Не приняв большевистского режима, Д.С. Мережковский в 1919-ом году вместе с женой З. Н. Гиппиус покинул Россию, проведя вторую половину жизни во Франции в эмиграции.