Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»

Дом с мезонином: краткое содержание рассказа

Произведения Антона Павловича Чехова – это жемчужина русской классической литературы. В них сочетается тонкое понимание человеческой натуры и дух того замечательного времени, в которое жил великий писатель.

Яркий пример его творчества – рассказ «Дом с мезонином». Он вызывает противоречивые чувства, заставляя читателя сопереживать всем героям повествования. А тем, у кого нет времени читать «Дом с мезонином», краткое содержание рассказа помогает в общих чертах понять суть произведения. Пользуясь подробным пересказом, можно восполнить пробелы в знаниях, сдать экзамены или тесты.

Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» содержит описание четырёх глав этого произведения. Именно в таком виде изложение событий, происходящих в рассказе, запоминается лучше всего.

Дом с мезонином: краткое содержание по главам

Этот рассказ Антон Павлович Чехов написал в 1896 году. Тогда было модно писать от первого лица так, как будто читатель изучает личный дневник главного героя. С первых строк рассказа начинаются воспоминания одного художника, история его любви и проблем общества.

Глава I

В начале «дневника» художник описывает своё недавнее прошлое. Его воспоминания касаются событий, произошедших за 7 лет до начала повествования.

Сначала описывается его образ жизни. Молодой человек открыто и без стеснения признаёт, что в то время вёл праздную, не обременённую переживаниями о насущном жизнь. Он гостил в имении своего друга Петра Петровича Белокурова, где много читал, совершал променады, любовался окружающими пейзажами.

Всё изменилось в тот день, когда во время очередной прогулки главный герой забрёл в не знакомую усадьбу. Это было красивое здание белого цвета с просторной террасой и надстройкой – мезонином.

Впрочем, архитектура незнакомой усадьбы отошла на второй план, когда он увидел возле неё двух красивых девушек. Они были похожи между собой бледностью кожи и стройностью фигур. У старшей было очень строгое, холодное лицо, а младшая девушка была весёлой и открытой. Отметив необычную красоту незнакомок, художник отправился обратно к своему товарищу, помещику Белокурову.

Вскоре после той первой, случайной встречи, он снова столкнулся с ними. Во время совместной прогулки с Петром Петровичем он повстречал старшую девушку – Лидию Волчанинову. Лидия была обеспокоена судьбой жителей соседнего села, пострадавших от пожара. Она обратилась к Белокурову с просьбой оказать помощь погорельцам. По окончании беседы с помещиком Лидия пригласила обоих джентльменов на ужин.

После того как девушка уехала, Пётр Петрович рассказал художнику о том, что Лидия – старшая дочь владелицы той самой усадьбы с мезонином, Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка отличалась прогрессивными взглядами, остро сопереживала простым людям, а потому работала учительницей. О младшей сестре Лидии Белокуров сказал лишь только то, что её зовут Женей. Но так как она ещё очень молода, в семье её называют детским прозвищем Мисюсь.

Отозвавшись на приглашение Лидии и побывав в гостях у Волчаниновых, главный герой остался приятно впечатлён. Ему понравилось общество обеих девушек и приятная атмосфера, царившая в усадьбе.

Глава II

Во второй главе начинается основное развитие событий и раскрываются характеры персонажей рассказа. Основное внимание уделяется Лидии.

В начале второй главы главный герой рассказывает, что с момента первого визита зачастил к Волчаниновым. Ему нравилось общаться с сёстрами и их матушкой. При этом он очень быстро заметил, что Лидия питает к нему неприязнь. Конечно, как любой воспитанный человек, девушка тщательно скрывала раздражение, однако её недовольство всё же хорошо ощущалось.

Причиной неприязни было то, что Лидия была фанатично увлечена остросоциальными проблемами общества: нищетой, голодом, отвратительным состоянием медицины и образования. В связи с этим её раздражал праздный образ жизни художника и его творчество, не имеющее отношения к волнующим девушку проблемам.

При этом Женя, младшая сестра Лидии, жила примерно в том же ритме, что и главный герой. Она с удовольствием посвящала свою жизнь чтению, прогулкам, общению с художником. Он привлекал её как старший и умудрённый жизненным опытом товарищ.

Что касается их матушки, Екатерины Павловны, то её отношения с дочерями были весьма необычными. Мисюсь Екатерина Павловна понимала без слов, искренне любя младшую дочь, а к Лидии её отношение было немного другим. Казалось, что Екатерина Павловна побаивается старшую дочь. Разговорившись с художником, она поделилась своей болью. Матушка переживала, что Лидия слишком увлечена чужими проблемами, а потому даже не пытается устроить свою личную жизнь.

После одного из визитов к Волчаниновым главный герой спросил Белокурова, отчего он даже не пытается поухаживать за девушками. Романтичному художнику казалось удивительным, что друг до сих пор не влюбился в одну из них. Пётр Петрович ответил, что влюблён в свою сожительницу и вполне доволен ею.

Глава III

В третьей главе произошла кульминация событий. Во время беседы с Екатериной Павловной Лида воодушевлённо рассказывала об обещаниях князя построить больницу. Она не смогла сдержать своей неприязни к художнику и пренебрежением отметила, что эта тема ему неинтересна.

В свою очередь, главный герой высказал своё мнение относительно бесполезности усилий Лидии. Он сказал, что для облегчения жизни крестьян ей стоило бы взять на себя часть их работы, а не заниматься просвещением.

Между Лидией и художником начался спор. В этом споре каждый был по-своему прав. С точки зрения Лидии, облегчить жизнь простым людям могли бы школы, аптеки и больницы. Художник считал, что этого мало, так как непосильный труд, голод и нищета уничтожают народ. Никто из спорщиков не хотел уступать. Чтобы не конфликтовать с девушкой, главный герой покинул усадьбу.

Глава IV

Мисюсь решила сгладить впечатление от неприятного спора и ожидала художника у ворот. Она хотела проводить молодого человека, чем несказанно его поразила. Главный герой почувствовал, что влюблён в девушку. В порыве эмоций он обнял Женю, начал целовать её руки, плечи и лицо. Девушка отвечала взаимностью, но сразу предупредила, что не держит секретов от матери. Поэтому сразу после возвращения в усадьбу Мисюсь рассказала Екатерине Павловне о произошедшем.

На следующий день главный герой приехал в усадьбу Волчаниновых, чтобы объясниться с девушкой и её матерью. К его огромному удивлению в усадьбе никого не было. Молодому человеку передали записку от Жени. В ней было сказано, что Лидия высказалась против отношений сестры с художником. Мисюсь с Екатериной Павловной не осмелились спорить.

Через несколько лет главный герой начал наводить справки о своей возлюбленной. Пётр Петрович рассказал ему, что Женя с тех пор так и не появлялась в усадьбе, а Лидия продолжает работать учительницей. Повествование заканчивается воспоминаниями художника об удивительной и нежной девушке, мечтами снова встретить её.

Заключение

О чём в целом был рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином», краткое содержание которого пересказано выше? Пожалуй, о судьбе людей со слабым характером. В конце концов все герои рассказа остались глубоко несчастны. Художник с Женей не смогли отстоять свои отношения, Екатерина Павловна сдалась под напором максималистично настроенной дочери, а сама Лидия так и осталась одинокой.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.