Анализ произведения
Работая над романом, Достоевский ставил цель — изобразить «положительно прекрасного человека», осознавая, что это гигантская задача.
В данном произведении страшное, тлетворное влияние наступающего капитализма охватило всех действующих лиц, только один князь Мышкин противостоит «темным силам» и гибнет в борьбе с ними. Здесь красота становится предметом зависти, неприличных мыслей и торга.
В чудовищный мир денег, где все покупается и продается, неожиданно приходит Лев Николаевич Мышкин — странный человек, бескорыстный, смиренный, сострадательный и чистый сердцем, желающий отдать свою душу за ближнего. Все его слова и поступки вовсе не похожи на действия и рассуждения окружающих, что резко выделяет его из основной массы. Все действующие лица постоянно думают о деньгах, в то время как Мышкин появляется в Петербурге только с одним маленьким узелком и с пустыми карманами. Абсолютно не ожидая ничего подобного, он получает наследство, но сразу раздает деньги. Все окружающие его люди лгут, а князь не умеет делать и этого. Он олицетворяет собой правду, попавшую в мир лжи, столкновение и борьба которых неизбежна и предопределена. В словах генеральши Епанчиной: «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» выражена заветная идея автора: по его мнению, нравственный кризис, который переживает современное ему человечество, является религиозным кризисом. Именно поэтому князь Мышкин все различные причины преступления Рогожина сводит лишь к одной религиозной причине. Рогожин, у которого в доме висит копия картины Гольбейна «Мертвый Христос», заявляет князю, что он любит на нее смотреть. Услышав такие слова, Мышкин кричит, что от такой картины вера может пропасть, с чем сам Рогожин неожиданно соглашается, подтверждая его мнение. Он потерял веру, а безверие приводит его к убийству.
Образ князя Мышкина является в некоторой степени автопортретом самого писателя, отчасти духовной и даже физической биографией Достоевского. Физической в том плане, что автор наделяет своего любимого персонажа собственной болезнью — эпилепсией. А духовная биография заключается в совпадении некоторых жизненно важных событий главного героя и его создателя, например таких, как мечтательная юность, четыре года, проведенные вне жизни (это каторга и санаторий в Швейцарии), так называемое перерождение убеждений, встреча с Христом, возвращение обоих в Петербург, а также рассказ князя о главном событии в жизни автора — о смертной казни на эшафоте. Есть некоторые черты Аполлинарии Сусловой в образе Настасьи Филипповны и Анны Григорьевны Достоевской — в образе Аглаи.
Настасья Филипповна, разговор о которой начинается уже в поезде, — женщина неописуемой красоты. Мышкин сразу по ее портрету заметил, что в этом лице и в натуре очень много страдания. Ее судьба изначально сложилась трагически. Отец ее разорился, она — сирота, находилась под опекой.
Героиня эта уже как бы с первых зарисовок автора обречена на какую-то жизненную трагедию. Следовательно, Настасья Филипповна — очень сложный и противоречивый образ, который символизирует одновременно и красоту, и трагедию мира. Мышкин должен спасти эту красоту, воскресить в ней человека.
Развязкой романа, его финалом является смерть Настасьи Филипповны. Описывается болезнь Рогожина — «воспаление в мозгу». Через два месяца он выздоровел, и началось следствие над ним. На суде он дал прямые и точные показания, вспомнил все малейшие обстоятельства совершившегося события, после чего был осужден на пятнадцать лет каторжных работ в Сибири, а все его состояние перешло к его брату Семену Семеновичу.
Князь Мышкин так спокойно разговаривает с преступником потому, что он прекрасно понимает трагедию Парфена Рогожина, который сам себя обрек на страдание, потому что, сотворив зло, Рогожин наказал самого себя. Нет ничего тяжелее наказания собственной совести. Человек может очиститься только через страдание.
Достоевскому удалось найти положительный прекрасный идеал в виде человека больного. Но в конце романа, видя безумствующего Рогожина, читатели приходят к выводу, что безумен окружающий мир, который называет положительно прекрасного человека идиотом. Все перевернулось в реальной действительности.
Лишь одна Аглая смогла понять Мышкина. Она сравнивает Льва Николаевича с Дон Кихотом, который поверил безоглядно в свой идеал и слепо отдал ему всю свою жизнь. Князь смотрит на мир, который лежит во зле, так как сам к этому злу не имеет никакого отношения. Он искренне желает спасти этот мир при помощи веры в красоту, вовсе не осознавая, что сама красота при этом нуждается в спасении.
План
1. Приезд князя Мышкина в Петербург.
2. Князь Мышкин в семействе Епанчиных.
3. Князь Мышкин и Настасья Филипповна.
4. Князь Мышкин и Рогожин.
5. Смерть Настасьи Филипповны.
6. Болезнь Рогожина и суд над ним.