1. Какие события более подробно описаны в стихотворении: пир владыки, таинственное предсказание или гибель царя?
В стихотворении «Видение Бальтасара» с одинаковой подробностью описаны пир владыки и зловещее предсказание, которое появляется на стене. Только строки о гибели царя очень коротки и падают как удар меча:
Но чертог окружен,
И… он мертв на щите!..
2. Что значили три слова, которые таинственная рука начертала на стене? Почему автор выделяет эти строки в стихотворении?
Слова мани, фекел, фарес сразу же переводятся и истолковываются в произведении. Каждое из них сопровождается фразой-пояснением: «Мани значит: монарх, кончил царствовать ты!»; «Град у персов в руках — смысл середней черты»; «Фарес — третье — гласит: ныне будешь убит!..»
Эти строки выделяются в стихотворении как главная его часть, посвященная судьбе «земного полубога» — самоуверенного и недальновидного властителя.
3. Поверил ли царь предсказанию?
Само появление предсказания смутило царя, и он захотел услышать его истолкование. И он успел его услышать, но, «изумлен, царь не верит мечте» и, не успев осознать опасности, погибает.
4. Выражение «Вернуться со щитом или на щите» говорит об успехе или поражении похода. Со щитом появлялся победитель. На щите приносили погибшего воина. Почему этой фразой завершается стихотворение?
В стихотворении повествуется о гибели сына последнего вавилонского царя Набонида в 539 году до н. э. при взятии Вавилона персидским царем Киром. Рассказ об этом событии есть в Библии, но Байрон излагает его свободно. Вольно пользуется он и известным афоризмом. Царь — герой этого стихотворения — пирует, а не сражается. И фраза о щите связана не с каким-то конкретным походом, а с оценкой всего противостояния вавилонского и персидского войска.
Стихотворение все целиком строится вокруг этой фразы и естественно ее использование в конце произведения.
5. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Достаточно ли оснований для того, чтобы считать его балладой?
При определении жанра стихотворения «Видение Бальтасара» ученики часто спорят. Одни признают, что это — баллада. Другие — что это философское размышление, которое назвать балладой нельзя. Если перечислить причины, которые дают право называть это произведение балладой, то можно назвать сюжет, героев, которые участвуют в событиях. Однако отношение автора к описываемым событиям можно определить только по характеру их изложения.