Осадка судна — это глубина, на которую судно погружается в воду.
Ватерлиния (красная линия) — линия, отмечаемая на корпусе судна красной краской и показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
Водоизмещение судна — вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
Воздухоплавание
Воздухоплавание осуществляется с помощью воздушных шаров, дирижаблей, оболочка которых заполняется газами, имеющими плотность значительно меньше плотности наружного воздуха. В качестве газа для заполнения оболочки летательного аппарата удобно использовать подогреваемый снизу воздух. При изменении температуры воздуха в шаре меняется его плотность, что позволяет направлять его вверх или вниз.
Высоту подъёма шара можно регулировать не только за счёт изменения температуры воздуха в шаре, но и с помощью сброса специального груза (балласта), а также, выпуская часть газа, заполняющего шар, уменьшая тем самым значение силы тяжести, действующей на него.
В горизонтальном направлении воздушный шар перемещается только под действием ветра, поэтому он называется аэростатом.
Дирижабль — управляемый аэростат. Дирижабль имеет удлинённую форму; под его корпусом подвешивается гондола для пассажиров и гондола с двигателем, который приводит в движение пропеллер.
Подъёмная сила — это разность между весом воздуха, выталкиваемым воздушным шаром, и весом газа, заполняющего воздушный шар:
Вес груза, который может поднять воздушный шар, равен его подъёмной силе.
Пример. Вес металлического шара в воздухе — 15 Н. При его полном погружении в воду его вес становится равным 10Н. Может ли быть алюминием материал, из которого изготовлен шар?
Решение. Для того чтобы найти плотность материала, из которого изготовлен шар, надо найти его массу и объём. Массу шара можно найти, зная вес тела в воздухе, объём — зная величину архимедовой силы, действующей на него.