Анализ произведения
Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в известной степени подводит итог большого и важного периода в развитии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отменено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несостоятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, который служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психологии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор раскрыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение целого ряда поколений.
Обломов — это смесь романтической мечтательности с непригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.
Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и пошлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.
Роман характеризуется неторопливостью изложения и обилием всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует такую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится центральным, символизирующим духовную слабость человека. Когда-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со своей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвижности и остановки в жизни.
Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, боязнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действиям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается средством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к большому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие стороны его души.
Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос заключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозиционной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском помещичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех воображаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным проявление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрослую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.
Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, отсутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров считал, что в характере людей должна присутствовать определенная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение воспринимать в этой же среде положительные стороны, и на основе такого синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.
Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интересуют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуждает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.
Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, который олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность таких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит затем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.
Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.
План
1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.
2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жизненного пути.
3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.
4. Обломов и Ольга Ильинская.
5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.
6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.
7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.
8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.
9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.
10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.
11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Захаром.