В произведении Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» в качестве краткого содержания, можно сказать, что речь идет о судьбе семилетнего мальчика, который за свою короткую жизнь видит только горе. Ему досталась нелегкая доля, ранняя и глупая смерть из-за черствости и жестокости людей. Рассказ завершается трагедией.
История началась с цирка, где описываются мастера манежа, раскрашенный лысый мужчина. Особой изюминкой является шут, но его выступления могут быть отменены в любой момент, так как он любит выпивать. Руководитель программы уговаривает клоуна поработать до конца Масленицы. Затем шоу отправится во временный отпуск. Шут слушает краем уха, украдкой подглядывая за акробатом.
Занимает его не он сам, а его маленький воспитанник. Шут уговаривает акробата, чтобы он отпустил малыша с ним, погулять, ссылаясь на то, что после непродолжительного отдыха «гуттаперчевый мальчик» станет работать намного лучше. Однако акробат не желает отпускать ребенка и угрожает ему хлыстом, хотя тот и так молчит.
Его грустная история начинается с детства. Мама Пети умерла, когда ему исполнилось 5 лет. Родительница была любвеобильной и очень суетливой женщиной, работала поваром. Даже при живой матери ребенок был постоянно голодным и часто мерз. Тем не менее никогда не чувствовал себя брошенным.
Когда не стало мамы, он оказался у ее знакомой Варвары. Она-то и отдала его в цирк, учиться у великана-акробата. Когда они познакомились, он раздел Петя догола и жестко осмотрел его. Мальчик застыл от боли и страха. Он плакал и цеплялся за платье Варвары, но ее не тронули детские слезы, и женщина отдала ребенка акробату.
Первые впечатления Пете запомнились навсегда. Цирк оказался большой и шумный, мальчик всю ночь не спал. Акробатические номера давались Пете с трудом. Он часто падал, в кровь разбивал коленки и руки, но его учитель ни разу не пожалел ребенка, хотя ему исполнилось всего 7 лет.
Единственным добрым существом для мальчика казался шут Эдвард. И именно к нему он тянулся всем своим сердцем. Именно шут старался объяснить, как нужно выполнять разные трюки. Однажды он подарил малышу щенка, но эта радость стала короткой. Акробат швырнул собаку об стену, и животное сразу скончалось, а Петя еще и получил удар по щеке.
В отличие от цирка, показан контраст с графским домом Листомерова. Там все комнаты обустроены для удовольствия детей. Чтобы они не ушиблись или не поранились, наблюдает специально нанятая служанка. Графские дети к концу масленицы очень ждали, когда их отвезут в цирк, как обещала тетя Соня.
Самой старшей из троих детей была Верочка. Ей было восемь лет. Она читала и показывала младшим сестре и брату развлекательные рекламки, где их внимание больше всего привлек малыш-акробат. Наконец, наступил день, который дети так долго ждали. Они расселись по местам и ждали, когда начнется шоу. Больше всего они ждали выхода именно маленького мальчика.
Он появился с акробатом во втором действии. Артист прикрепил к своему поясу тяжелый длинный шест, наверху которого была закреплена дощечка. Конец палки был направлен прямо под купол. Шест постоянно качался. Зрители понимали, что удерживать его очень сложно. Мальчик полез по палке под самый потолок. Зрители замерли в полном восторге, хотя некоторые просили малыша не забираться очень высоко.
Однако мальчик добрался до дощечки и повис на ней головой вниз. Вдруг его ослепил яркий свет, и малыш сорвался вниз. Работники сразу вынесли его с манежа, а оркестр заиграл веселую музыку. Только это не помогло, зрители расстроились и начали покидать шатер цирка. Из графских детей сильно распереживалась только Верочка. Она даже ночью не могла спать.
А в это время Петя лежал на грязном матрасе в цирке, перевязанный тряпками. Во время падения он получил множество переломов грудной клетки. Иногда к нему подходил шут и подолгу смотрел на малыша. Клоун уже сильно выпил, но ничем не мог помочь ребенку. Ночью Петя умер и на следующий день просто не был включен в развлекательную программу.
Грустную историю написал Григорович – «Гуттаперчевый мальчик», краткое содержание, главная мысль – детей нужно беречь. Нельзя применять жестокость к любому живому существу, а малыши должны получать только ласку и любовь, а не жестокость. Смерти не заслуживает на свете ни один ребенок. Если люди были более отзывчивы и добрее, таких историй не происходило вовсе.