1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились.
Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у других авторов — Ворона, не меняет дела.
Чаще всего сравнивают басни Эзопа и Крылова или Сумарокова и Крылова. Когда Эзопа сравнивают с другими авторами, то первое различие очевидно: Эзоп создавал свои басни прозой. Но, выбрав сравнение Эзопа с Крыловым, мы можем также отметить, что у Эзопа отчетливо воспроизведена лишь речь Лисицы, которая укоряет Ворона после того, как ей удалось овладеть сыром, а у Крылова дан развернутый и очень выразительный монолог льстеца. Никакого нравоучения после своей удачи Лисица не произносит: ее цель достигнута.
Если мы сравним Сумарокова и Крылова, то убедимся в том, что у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. У Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог.
2. В какой из басен, как вам кажется, более ярко создан образ льстеца — Лиса или Лисицы?
Образ льстеца создан очень выразительно во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.
3. В какой из басен Ворона (Ворон) кажется вам особенно глупой и тщеславной?
Наиболее сообразительным и способным осознать свою ошибку оказался Ворон у Лафонтена: он даже поклялся, «что другого урока ему не понадобится».
Особенно тщательно описал восторг Вороны, которой льстит Лисица, Крылов. Он не только убеждает нас в глупости птицы, но и объясняет, как такое могло получиться, чем вызван ее поступок.
4. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?
Внимательно перечитывая басни, видим, что басня Эзопа «уместна против человека неразумного». Так мораль показывает читателю неразумный поступок. У Лафонтена Ворон поклялся, «что другого урока ему не понадобится», т. е. урок принес пользу. В басне Тредиаковского говорится о торжестве льстеца. Сумароков высмеивает глупость Вороны, поверившей лести. В басне Крылова сказано, что «Вещуньина с похвал вскружилась голова», так что виновата не глупость Вороны, а опасность самой лести.
Так все басни высмеивают лесть и льстецов и учат не попадаться на их удочку. Но каждый автор по-своему рассматривает отношения льстеца и его жертвы. Для Эзопа вера льстецу — проявление глупости. Для Лафонтена — урок, который спасет от повторения ошибки. Для Тредиаковского — утверждение силы лести. Для Сумарокова и Крылова — обличение льстецов и лести как опасности. Так, поучая, все баснописцы обличают лесть и высмеивают тех, кто ей поддается.