«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…» По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»

«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…»

По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Иван Алексеевич Бунин революцию встретил крайне враждебно, а время своего недолгого пребывания в новой России окрестил «окаянными днями». Отношение его к новой власти было резко непримиримым, и он эмигрировал. Из поля зрения писателя выпала русская современность. Ли­шенный жизненно достоверной злободневной тематики Бунин все чаще обращается к трактовке «вечных» проблем — любви и смерти или к авто­биографическим лирическим воспоминаниям, говоря о себе: «Я — очень русский человек. Это с годами не пропадет». Подтверждение этих слов — творчество И. А. Бунина. В произведениях, написанных вне России, сказалась необыкновенная особенность бунинского дара, благодаря которой самые обыденные и малозначительные эпизоды прошлой, прошедшей жизни при­обретают неожиданный смысл, глубину и поэтичность. Таков и рассказ Бунина «Чистый понедельник», вошедший в сборник «Темные аллеи».

Написанный в 1944 г. рассказ переносит нас в Москву начала века, то есть более чем на 30 лет назад, «и старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…»

Бунинская память с удивительной полнотой воспроизводит мельчай­шие приметы той, милой сердцу писателя, эпохи. Причем в рассказе со­единены два временных пласта: детали 1912-1914 гг., современной героям действительности, переплетаются с приметами глубокой древности. О мно­говековой истории Руси напоминают многочисленные названия москов­ских храмов, монастырей, икон (храм Христа Спасителя, Иверская, Васи­лий Блаженный, Спас-на-Бору, Архангельский Собор, Новодевичий, Чудов и Зачатьевский монастыри, Марфо-Мариинская обитель, икона Богороди­цы Троеручницы). Там же упомянуты имена выдающихся исторических личностей (Пересвет и Ослябя, Юрий Долгорукий, князь Святослав). Ге­роиня рассказа приводит цитаты из древних летописей («Рече Гюрги…») и сказаний («Был в русской земле город названием Муром…»). В произведе­нии видны реалии церковного обряда («воздух, рипида, трикирии, крюки»), звучит молитва, читаемая начиная с Прощеного воскресенья и кончая се­рединой страстной недели Великого поста («Господи Владыко живота мое­го…»). Как все это дорого сердцу Бунина! С какой любовью он описывает «…старинную мечтательную жизнь…»!

И рядом с этим миром вечности — еще приметы «старины», приметы московского быта начала 1910-х гг.: рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Мет­рополь», «Яр»; новый рассказ Андреева, «Огненный ангел» Брюсова, лек­ция Андрея Белого, концерт Шаляпина, могилы Эртеля и Чехова. В рас­сказе появляются и разные деятели Художественного театра: Качалов, Мо­сквин, Станиславский, Сулержицкий. Правда, современники Бунина описаны так, что сразу видно отношение самого автора к ним (иронично — Белый и в отрицательном ключе — Брюсов). Но описано все очень ярко, подробно, зримо. Так и видишь древние храмы и монастыри, от которых веет про­светленностью и покоем, так и слышишь звон курантов на Спасской башне (героиня: «Какой древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же тем же звуком било три часа ночи и в XV веке») А современная Бунину жизнь смутна, наполнена каким-то суетливым мельканием лиц, ощущени­ем сиюминутности всего происходящего («…каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер…», «…каждый вечер возил я ее обедать…, после обеда в театры, на концерты, а там к ,,Яру“»).

Благодаря восторженной любви героя («Я шел за ней, с умилением глядя на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу но­вые черные ботики…») опоэтизирована Москва — «странный город», опо­этизирована вся эта старинная жизнь, вечная Москва. Мечтательность этой жизни связана с томительным, грустным, прекрасным началом «Лунной со­наты», запахом зимнего воздуха «снежно-сизой» Москвы, с мирным, солнеч­ным, с инеем на деревьях вечером… А «расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики в крепко прожаренной сметане», «стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной», «огненные блины с зернистой икрой», «замо­роженное шампанское», табачный дым — так «гастрономично» описывает Бунин современность.

На этом фоне — рассказ о молодой, прекрасной паре: он «неприлич­но красив» и безумно влюблен, она — «у нее красота была какая-то ин­дийская, персидская…», мечтательная, любящая старину, — искала что-то свое, настоящее. И нашла для себя это настоящее в религиозной старине. Тихий свет льется из глаз героини, когда она говорит о своей любви к «рус­скому летописному», к «русским сказаниям»: «Допетровская Русь!.. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях». Что это? Патриархальность? Неприятие «новых времен»? Может быть, это «старинная мечтательная жизнь»? Во всяком случае, для героини рассказа — да!

В рассказе «Чистый понедельник» раскрылось чудесное, необычай­ное дарование И. А. Бунина проникать в самые глубины человеческого серд­ца, в самую суть жизни «как она есть», и поэтому, когда читаешь его про­изведения, «…старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою».

Рецензия

Автор сочинения «И старинная мечтательная жизнь встанет перед то­бою…» достаточно полно и доказательно раскрывает тему, обнаруживая умение отобрать необходимый материал, анализируя наиболее существен­ные эпизоды жизни Москвы начала XX в. Мотив памяти и тема России — лейтмотив сочинения. Чутко понята поэтизация дорогого для Бунина мира русской действительности, его тоска по безвозвратно потерянной для него «старинной мечтательной жизни», которая предстает перед нами со стра­ниц чистого, как и само название, рассказа. Сочинение личностное, эмо­циональное, написано хорошим литературным языком.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.