Идейно-тематическое содержание. «Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Островский занимает критические позиции по отношению к показанному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Современником» Некрасова, он примыкает к «обличительному» направлению в литературе. Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Таким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной позицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.
Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общества в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Прокофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Они выступают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, поддерживающим старый уклад, с «темным царством». Новаторство Островского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейного борца с «темным царством».
Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дает оценку пьесе как «самого решительного» произведения Островского, показавшего «близкий конец самодурства», а ее главную героиню называет «лучом света», натурой искренней, стремящейся к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством» и с собой.
Несколько позже появляется статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролюбовым пьесы «Гроза», особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содействующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не достойную считаться явлением «светлым», героической личностью.
При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе» обобщеннофилософский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню «не от мира сего») и представляют собой образы полета (парение, ангелы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения верующего — другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темного царства», на смену которому должно прийти нечто новое.
Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении личности, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, оказывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского национального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира», крестьянской общины, начинает осознавать себя личностью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значение «Грозы» Островского для русского общества. С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.
Слова реально сильные, аж за душу взяло, прямо прям Островский сильно сказал,аж в бога поверил