Идейно-тематическое содержание «Кому на Руси жить хорошо»

Идейно-тематическое содержание. Поэма Некрасова, став­шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен­ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос­сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тес­но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це­пи крепостного рабства распались, а страдания народа остались, ос­тался неизгладимый след, наложенный веками рабства:

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита­тель узнает уже в «Прологе», где знакомится со странниками, кото­рым предстоит искать счастливого. Это «семь временнообязанных»

Подтянутой губернии Заплатова, Дырявина,

Уезда Терпигорева, Разутова, Злобишина, Пустопорожней волости, Горелова, Неелова —

Из смежных деревень: Неурожайка тож…

Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе­нии народа в пореформенной России. Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол­жен воплотить народную мечту о счастье:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

В главе «Счастливые» горькой иронией звучат рассказы «счастли­вых», которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково «счастие мужицкое» — «дырявое с заплатами, горбатое с мо­золями». Все последующие встречи мужиков-странников подтвер­ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли — еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части «Крестьянка», рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе­евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог:

Не дело — между бабами

Счастливую искать!..

Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя­заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов­ных ценностей, которыми богата страна:

Мы же немного Жизнь трудовая —

Просим у Бога: Другу прямая Честное дело К сердцу дорога,

Делать умело Прочь от порога,

Силы нам дай! Трус и лентяй!

Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си­ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по­стоять за правду, за свое счастье:

Рать поднимается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера:

А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.

В том богатырство русское.

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер­пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из­девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем:

А немец как ни властвовал,

Да наши топоры Лежали — до поры!

Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви­ровка национальная совпадает с социальной. Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста­вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов «породой жеребячьею», мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: «Не сами… по родителям», — только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов.

Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна­чена достаточно четко. Она ярко выступает в главе «Помещик» и в части «Последыш», где возникает еще одна важнейшая тема некра­совского творчества — сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос­кующего по временам, когда он имел неограниченную власть:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть «камедь» для старого помещика Утятина, изображая его крепостных. За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста­рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми­рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи­зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест­вующих в народной среде людей «холопского звания», к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы­тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине:

У каждого крестьянина Душа что туча черная —

Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Эта мысль проходит через всю главу «Пьяная ночь», звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю­дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы­таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув­ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин. Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром (сцена покупки мельницы). Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз­менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: «Всему виною крепь», — а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи.

Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская:

В рабстве спасенное Сердце свободное —

Золото, золото Сердце народное!

Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи­ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни­чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени,

Когда народ не Блюхера И не милорда глупого,

Белинского и Гоголя С базара понесет.

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава «Сельская ярмонка», в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище — народное представление, бала­ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд­ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе «Пир — на весь мир», целиком построенной на на­родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос­тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.