История создания романа в стихах «Евгений Онегин». Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа

История создания романа в стихах «Евгений Онегин»

Роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года и закончен в Болдине 25 сентября 1830 года. По расчёту, произведённому са­мим поэтом, работа над «Евгением Онегиным» продолжалась

7  лет 4 месяца 17 дней. Однако летом 1831 года Пушкин вновь вернулся к роману. Исключив из текста 8-ю главу, содержащую «Путешествие Онегина», он переработал в связи с этим и 9-ю главу, сделав её восьмой, а в октябре внёс в заключительную гла­ву письмо Онегина к Татьяне.

«Онегинская строфа»

«Онегинская строфа» состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Первый катрен (четверостишие) — перекрёстная риф­мовка, второй катрен — парная рифмовка, третий катрен — опоясывающая (кольцевая) рифмовка и заключительное дву­стишие.

Эпиграф и вступление к первой главе

Вопрос учебника сформулирован недостаточно точно. Непо­нятно, какой эпиграф имеется в виду: к вступлению перед первой главой или непосредственно к первой главе. Если иметь в виду длинный эпиграф на французском языке перед вступлением («Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особен­ной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого»), то, скорее всего, речь идёт о будущем персонаже, Евгении Онегине, иллюстрируется его характер и задаётся тон всего дальнейшего повествования.

Короткий эпиграф перед первой главой («И жить торопится, и чувствовать спешит») констатирует общее стремление молодё­жи того круга, к которому принадлежал Евгений Онегин, — без­думно наслаждаться, купаясь в разнообразных увеселениях. Тех, кто обладал большими способностями, такая жизнь скоро начи­нала угнетать своей бессмысленностью.

Вступление к первой главе — изящное пояснение автора. Как и во всём остальном тексте, оно легко и иронично. А. С Пушкин словно постоянно обращается к двум читателям: к тому, которого надо всё время развлекать и нельзя отпугивать строгим назидани­ем, и к тому, кто понимает всё так, как это задумал автор. Конеч­но, наивно предполагать, что поэт был небрежен при написании романа или что написал он его без напряжения. Но легкокры- лость пушкинского стиха вполне может создать такое впечатле­ние. Для тех, кто привык читать поверхностно, существуют две последние строки знаменитой «онегинской строфы», как прави­ло, аккумулирующие в себе смысл всей строфы. Как справедливо полагал Штирлиц, у человека остаётся в памяти прежде всего ко­нец разговора. Последние же слова вступления поясняют, что роман является итогом: «Ума холодных наблюдений // И сердца горестных замет».

Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа

Пушкин недаром подчёркивал, что он пишет не роман, а ро­ман в стихах и говорил об этом: «Дьявольская разница». В обыч­ном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) на­чала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях ге­роев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления).

Сюжет соответствует фабуле, но при этом важно понимать отличие романа Пушкина от прозаических романов, написанных до него. В романах было принято сначала использовать пролог, затем постепенно возникали экспозиция, завязка действия и раз­вязка. Роман обязательно завершался эпилогом. Что делает Пуш­кин? — у него отсутствует пролог и отсутствует эпилог. Роман начинается не с экспозиции, а с завязки, затем следует экспози­ция (предыстория), по сути, роман имеет две кульминации: объ­яснения Онегина и Татьяны друг с другом, при этом явная раз­вязка отсутствует.

Вот как сам Пушкин описывал композиционный план рома­на, указывая время и место создания соответствующих песен:

«Часть первая Предисловие

Песнь 1. Хандра (Кишинёв, Одесса)

Песнь 2. Поэт (Одесса, 1824)

Песнь 3. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824)

Часть вторая

Песнь 4. Деревня (Михайловское, 1825)

Песнь 5. Именины (Михайловское, 1825-1826)

Песнь 6. Поединок (Михайловское, 1826)

Часть третья

Песнь 7. Москва (Михайловское, П. Б. Малинники, 1827) Песнь 8. Странствие (Москва, Павловское, 1829; Болдино, 1830)

Песнь 9. Большой свет (Болдино, 1830)»

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.