ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме?
Среди приведенных выше сонетов нет ни «безголовых», ни «хвостатых» (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).
Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно:
abab abab ccd ede («Сонет» А. Пушкина); abab abab ccd ede («Хвала сонету» К. Бальмонта); abba abba ccd eed («Сонет» H. Гумилева); abba abba ccd eed («Бунин» И. Северянина); abab cdcd efef gg («Сонет» У. Шекспира).
Какие художественные приемы чаще всего видите вы в строках этих сонетов?
В сонетах много художественных приемов: метафорические эпитеты, которые соединяют в себе приметы и метафор, и эпитетов (веселая капель, студеная звезда, отрада одиночества); сравнения, эпитеты, часто используются символы (голубая лилия).
Прочтите «сонетные замки» во всех произведениях. Попробуйте решить, какой из них более точно характеризует смысл сонета.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы.
(А. С. Пушкин)
И не однажды в сердце поражал Сонет, несущий смерть, горящий гневом, Холодный, острый, меткий, как кинжал.
(К. Д. Бальмонт)
Я с нею буду биться до конца,
И может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
(Н. С. Гумилев)
Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска.
(И. Северянин)
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(У. Шекспир)
Чаще всего называют «сонетные замки» из сонетов Гумилева и Шекспира. Каждый из них суммирует суждения, которые поэт предложил в своем сонете читателю.
Сонеты Шекспира, созданные в течение нескольких лет и опубликованные без разрешения автора, — одно из вершинных достижений лирики. Последите затем, в чем поэт точно следует требованиям к сонету, а в чем от них отступает.
Сонеты Шекспира мы оцениваем не в подлиннике, а в переводах. Однако можно заметить, что вместо двух катренов (четверостиший) в этом сонете их три, а вместо двух терцетов — всего пара финальных строк, которые служат прекрасным «сонетным замком». Такая структура строк вызывает и изменение в рифмовке.