Изображение Глуповцев в истории одного города.
Сначала проанализируем, как называет автор жителей города Глупова.
Головотяпство — небрежное и бестолковое ведение дел (сл. Ожегова). Поэтому жители города — головотяпы, те, кто небрежно и бестолково ведет дела.
Писатель объясняет название так: «Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что ни встретилось на пути».
Иначе говоря, Салтыков-Щедрин из переносного значения корней слова «головотяп» превращает в прямое, придавая слову дополнительное отрицательное значение: люди идут в жизни напролом, мало думают — больше «тяпают» головами. «Богу молиться начнут — об пол тяпают». Вспомним пословицу: «Научи дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». То есть жители Глупова — дураки, неумные люди.
По соседству жили: моржееды, лукоеды, гушееды, клюков- ники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чер- нонебые, долбежники,проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники и рукосуи.
Эти названия восходят к прозвищам (или дразнилкам) которые народ давал самому себе. Это показано в словаре Даля. Можно без труда понять, что все эти прозвища имеют негативный характер: народ насмехается сам над собой (кособрюхие, рукосуи и т.д.). Так Салтыков-Щедрин остро поднимал вопрос о самооценке русского народа: кто будет его уважать, если он сам себя не уважает.
Делая выводы, скажем, что, изображая глуповцев, писатель использует прием игры слов, обыгрывания пословиц, поговорок (комара за восемь верст ходили ловить — вместо поговорки «за семь верст киселя хлебать»), а также гиперболу и гротеск.