Изображение в романе А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» исторических судеб первого поколения советских людей
Мое поколение стало свидетелем, очевидцем наступления после многих десятилетий эпохи гласности и проявления демократизма. Я думаю, что моему поколению придется быть не только очевидцем, но необходимо стать участником всех сложнейших процессов, направленных на переустройство многих сторон нашей такой суровой действительности.
В этом нам помогут произведения, возвратившиеся к нам через несколько десятилетий, произведения честные, талантливые, осветившие светом правды многие страницы нашей истории, без осмысления которой нам никогда не установить так необходимую для нашей деятельности связь поколений. Ведь прошлое не умирает и не подлежит забвению!
К нам вернулись книги А. Бека, М. Булгакова, С. Антонова, А. Платонова, Б. Можаева, В. Дудинцева, О. Воинова, А. Ахматовой — истинных литераторов, не искавших идей, а дышащих этими идеями, как воздухом, переживших их вместе с обществом, ибо они осознавали себя причастными к судьбе народа. Многие из них знавали черные дни в своей жизни, дни бедствий и напастей, гнет глухой клеветы.
Репрессии 1937-1938 гг. жестоко отозвались в их судьбах, но стоический оптимизм и вера в высокую миссию писателя, поэта не покидали этих мужественных художников, помогающих нам осмыслить прошлое и извлечь из него уроки во имя будущего. Книги этих писателей звучат как Реквием по невосполнимым утратам.
Повсеместный интерес вызвал роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Этот интерес объясняется благородным стремлением писателя вскрыть (впервые столь подробно в нашей литературе) психологию Сталина в качестве государственного деятеля. Деятеля, у которого, по А. Н. Рыбакову, неразделимо слились представления о благе народном и благе собственном, причем под собственным благом подразумевалась безграничная власть, устраняющая без всякой пощады со своего пути всех не согласных с ним, «избранным самою судьбой». Для достижения высокой цели хороши любые средства — этот постулат итальянского политика эпохи Возрождения Макиавелли применительно к «Детям Арбата» полностью объясняет пути и способы возвышения и утверждения Сталина.
«Дети Арбата» — это и эпическое повествование об исторических судьбах первого поколения советских людей, чья молодость и возмужание пришлись на 30-40-е гг. Произведение, где впрямую столкнулись реальные исторические деятели и вымышленные герои (Сталин, Орджоникидзе, Киров — Будягин, Рязанов, Березин), где рядом с жизнью и работой крупных государственных деятелей идет, пересекаясь с ней, жизнь рядовых людей эпохи, прежде всего — детей Арбата, старинной московской улицы, становящейся как раз в те годы волею Сталина режимной.
Здесь проходит путь от Кремля на ближнюю дачу Сталина.
Автор ставит перед собой задачу, к решению которой приглашает и читателя: разобраться в истоках и следствиях трагедии 30-х гг. Он повествует о распадении связей между поколениями и внутри поколений (это одна из самых тяжелых драм эпохи), но и утверждает эстафету поколений.
Истинная революция, по словам Будягина, видимо, наиболее близкого автору героя романа из поколения отцов молодежи 30-х гг., «велика не тем, что разрушает, а тем, кого создает». Эта генеральная мысль романа воплощена в судьбе Саши Панкратова, который всем своим поведением противостоит насаждаемой Сталиным, а вслед за ним большими и малыми исполнителями его воли системы страха и расчета, подавления самостоятельности не только в делах, но и в помыслах,
В романе есть такой эпизод, когда Сталин говорит Кирову: «Честность, искренность, любовь — это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет». Но именно отвергаемые Сталиным категории определяют самое существо Сашиной натуры и помогают ему одержать моральную победу: в тюрьме и на каторге вызревает характер Саши, он мужает, становится бесстрашным, рушится слепая безоговорочная вера в мудрость политики вождя. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский). Панкратов находит свою дорогу, узнает и понимает свое место в жизни — становится самим собой. А «в этом всё для человека».
Роман «Дети Арбата» оказался первопроходцем в освоении необычайно сложной и трудной области исторических знаний. Он передает нам не только эстафету памяти, эстафету поколений, но и эстафету поисков истины. Наступает время для тех, кто пойдет вслед. И нужно отдать должное гражданскому мужеству А. Н. Рыбакова, решившего рассказать «о времени и о себе».
И этот суровый роман, и целый рад других правдивых книг, посвященных художественному освоению сложных и драматических сторон нашего недавнего прошлого, позволяет в очень широком историческом плане понять, почему приняли предложенную им диктаторскую форму миллионы и миллионы людей, преданных идеям революции: да они и не знали, не представляли себе, что могут быть иные формы правления, иные принципы взаимоотношений между властью и народом.
Рецензия
Данное выше сочинение свидетельствует об умении грамотно анализировать художественное произведение, логично рассуждать и последовательно излагать свои мысли. Автор сочинения имеет свою точку зрения на проблему, поставленную А. Н. Рыбаковым в романе-бестселлере 90-х гг. XX в., осветившем многие страницы истории нашего многострадального Отечества и исторические судьбы первого поколения советских людей.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.