Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?
Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение гражданского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чувства, не раболепствующего перед власть имущими. К таким стихотворениям о поэте и поэзии относится «Памяти Ахматовой», в котором поэтесса предстает художником, связующим две крупные эпохи в литературе.
Она ушла, как будто бы навек вернулась в Петербург из Ленинграда.
Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин — солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью.
Какие из прочитанных стихотворений Е. А. Евтушенко вам больше понравились и почему? Какие не понравились совсем? Обоснуйте свои предпочтения.
Справка. Ответ на этот вопрос может быть сугубо индивидуальным, так как отражает личностные предпочтения юных читателей.
Какие художественные приемы, с вашей точки зрения, использованы поэтом удачно и способствуют усилению эмоционального воздействия на читателя, какие не достигают своей цели?
В стихотворении «Памяти Ахматовой» мне кажется удачным приемом, усиливающим эмоциональное восприятие темы, сопоставление метафор, относящихся к двум великим поэтам разных эпох — Пушкину и Ахматовой: солнце и белая ночь. Метафорой белая ночь подчеркивается особый лиризм поэзии Анны Андреевны, а также то, что она — петербургский поэт, в то время как Пушкин универсален и светел, как солнце. Удачно в этом стихотворении созданы образы проходящих мимо гроба Ахматовой представителей старшего и совсем молодого поколений, преисполненных любви к поэзии.
Хорошие, гуманистические мысли звучат в стихотворении «Злорадство». Однако часто свойственные стихам Евтушенко длинноты и излишняя назидательность снижают художественные достоинства его произведений и не достигают задуманного эмоционального эффекта.