Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»?

Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игоре­ве» ряд исследователей относят к воинским повес­тям? Ответ обоснуйте.

О жанре «Слова о полку Игореве» в ли­тературоведении нет единого мнения.

Действительно, некоторые, но немного­численные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повес­ти, например авторы словаря-справочни­ка «Литература и культура Древней Ру­си», изданного под редакцией В. В. Кус­кова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерус­ской литературы светского исторического повествования, посвященного изображе­нию воинских битв и подвигов. Содержа­ние таких повестей проникнуто патриоти­ческим пафосом, тревогой за судьбы роди­ны, описанием борьбы за независимость, осуждением княжеских междоусобиц и призывом к единению Руси. По мнению Д. С. Лихачева: «Центральный герой во­инской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как прави­ло, идеальными качествами воина-христианина. Красочному, лаконичному опи­санию сражений служат устойчивые сло­весные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.». Все это есть в «Слове о полку Игореве», используется и военная терминология того времени. Од­нако это жанровое определение скорее от­носится к «Повести о походе на половцев

Новгород-Северского князя Игоря Свято­славича в 1185 г.», помещенной в Ипать­евской летописи. Поэтика же «Слова о полку Игореве» не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших иссле­дователей литературы русского Средневе­ковья о жанре «Слова…», которые свиде­тельствуют о поэтическом богатстве и ог­ромной художественной ценности этого произведения древнерусской литерату­ры. И. П. Еремин: «Слово…» принадле­жит к жанру торжественного красноре­чия». Д. С. Лихачев: «Слово…» из пись­менных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноре­чия, а из фольклорных — к плачам и сло­вам». Н. И. Прокофьев определил род «Слова…» как лироэпическую песнь, учи­тывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы («Песнь о Ро­ланде»).

Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.

Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невоз­можным в силу недостаточной доказа­тельности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведе­ний, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Влади­мир Мономах, Кирилл Туровский, митро­полит Илларион и некоторые другие госу­дарственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными труда­ми. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувст­вует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государ­ственной власти, единения под эгидой ве­ликого князя киевского. Хотя в реальнос­ти Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятель­ного.

Святослав грозный великий киевский — грозою;

прибил своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую,

притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота.

А поганого Кобяка от Лукоморья, из железных великих полков половецких, как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве,

в гриднице Святославовой.

Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы

поют славу Святославу, корят князя Игоря…

Узнав о поражении Игоря и его дружи­ны, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нару­шивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.

На протяжении всего произведения ав­тор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору по­ловцам, выступить единым войском, пос­тоять:

за обиду сего времени,

За землю Русскую,

За раны Игоревы, буйного Святославича!

Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сы­ну Владимиру, видит в них храбрых вои­нов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художествен­ных средств (эпитетов, метафор, олице­творений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче ге­роизма русских храбрых воинов, в карти­не горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпи­тетами типа «поганые» наделяет он по­ловцев.

Автор «Слова…» прекрасно владел мно­гими жанрами литературы Руси того вре­мени: и летописанием, и повестью, и ли­роэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы ко­торых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого вели­чайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского тружени­ка ему очень близки.

Что явилось главным для автора — повество­вание о походе Игоря или лирический отклик на не­го? Какое начало — эпическое или лирическое — пре­обладает в «Слове…»? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.

Само повествование о походе Игоря включено в летописи. Главная задача автора — создать художественное произ­ведение, наряду с событийной стороной довести до читателя свое эмоциональное отношение к происходящему. В нем мно­го лирических отступлений, например «золотое слово» Святослава, плач Ярос­лавны, постоянные авторские монологи, полные горечи и сочувствия к Русской земле и храброму воину князю Игорю и его дружине, скорби о княжеских рас­прях. Посему целесообразно отнести «Слово о полку Игореве» к лироэпическо­му роду литературы.

Какое значение имеет образ певца-поэта Бо­яна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повест­вование от повествования Бояна.

Мастерство древнего певца Бояна высо­ко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные ху­дожественные приемы, особенно сравне­ния, для восхваления певца и его произве­дений. Боян — «вещий», «соловей старо­го времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инстру­менте. Он был любимцем князя Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храб­рому Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невоз­можным слагать повесть «старыми слове­сами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему со­бытиях. Д. С. Лихачев подчеркивает ог­ромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными со­бытиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высоко­парным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно отно­сится к русским князьям, как не отрица­тельно он относится к Бояну, но его про­изведение — не «слава», не «хвала князь­ям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив та­ким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и (междо­усобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательно­го лироэпического произведения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.