Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игореве» ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте.
О жанре «Слова о полку Игореве» в литературоведении нет единого мнения.
Действительно, некоторые, но немногочисленные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повести, например авторы словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси», изданного под редакцией В. В. Кускова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерусской литературы светского исторического повествования, посвященного изображению воинских битв и подвигов. Содержание таких повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбы родины, описанием борьбы за независимость, осуждением княжеских междоусобиц и призывом к единению Руси. По мнению Д. С. Лихачева: «Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному, лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.». Все это есть в «Слове о полку Игореве», используется и военная терминология того времени. Однако это жанровое определение скорее относится к «Повести о походе на половцев
Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенной в Ипатьевской летописи. Поэтика же «Слова о полку Игореве» не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших исследователей литературы русского Средневековья о жанре «Слова…», которые свидетельствуют о поэтическом богатстве и огромной художественной ценности этого произведения древнерусской литературы. И. П. Еремин: «Слово…» принадлежит к жанру торжественного красноречия». Д. С. Лихачев: «Слово…» из письменных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноречия, а из фольклорных — к плачам и словам». Н. И. Прокофьев определил род «Слова…» как лироэпическую песнь, учитывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы («Песнь о Роланде»).
Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.
Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невозможным в силу недостаточной доказательности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведений, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Владимир Мономах, Кирилл Туровский, митрополит Илларион и некоторые другие государственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными трудами. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувствует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государственной власти, единения под эгидой великого князя киевского. Хотя в реальности Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятельного.
Святослав грозный великий киевский — грозою;
прибил своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота.
А поганого Кобяка от Лукоморья, из железных великих полков половецких, как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой.
Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы
поют славу Святославу, корят князя Игоря…
Узнав о поражении Игоря и его дружины, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нарушивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.
На протяжении всего произведения автор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору половцам, выступить единым войском, постоять:
за обиду сего времени,
За землю Русскую,
За раны Игоревы, буйного Святославича!
Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сыну Владимиру, видит в них храбрых воинов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художественных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче героизма русских храбрых воинов, в картине горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпитетами типа «поганые» наделяет он половцев.
Автор «Слова…» прекрасно владел многими жанрами литературы Руси того времени: и летописанием, и повестью, и лироэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы которых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого величайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского труженика ему очень близки.
Что явилось главным для автора — повествование о походе Игоря или лирический отклик на него? Какое начало — эпическое или лирическое — преобладает в «Слове…»? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.
Само повествование о походе Игоря включено в летописи. Главная задача автора — создать художественное произведение, наряду с событийной стороной довести до читателя свое эмоциональное отношение к происходящему. В нем много лирических отступлений, например «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, постоянные авторские монологи, полные горечи и сочувствия к Русской земле и храброму воину князю Игорю и его дружине, скорби о княжеских распрях. Посему целесообразно отнести «Слово о полку Игореве» к лироэпическому роду литературы.
Какое значение имеет образ певца-поэта Бояна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повествование от повествования Бояна.
Мастерство древнего певца Бояна высоко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные художественные приемы, особенно сравнения, для восхваления певца и его произведений. Боян — «вещий», «соловей старого времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храброму Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невозможным слагать повесть «старыми словесами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему событиях. Д. С. Лихачев подчеркивает огромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными событиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно он относится к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала князьям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив таким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и (междоусобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательного лироэпического произведения.