Почему М.Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе «Герой нашего времени» не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность?
М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести должны были бы располагаться таким образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина.
В чем состоит своеобразие композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Своеобразие композиции: цикличность повестей — 5 повестей объединены одним персонажем; нарушение хронологии событий при расположении повестей; наличие разных рассказчиков; перекрестное изображение одних и тех же ситуаций с разных точек зрения; разные формы повествования — рассказ, дневник, разговор; группировка повестей по принципу антитезы — рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлен душевно добрый Максим Максимыч («Максим Максимыч»), «честным контрабандистам» с их свободой («Тамань») противопоставлено «водяное общество» с его условностью и интригами («Княжна Мери»).
Какие черты романтизма сохранились в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова выделяются такие черты романтизма: действие происходит в экзотических условиях — на Кавказе; Печорин является в некотором смысле героем байроническим — загадочен, непонятен, одинок среди окружающих; сюжеты «Бэлы» и «Тамани» близки романтическим сюжетам; трагические развязки повестей «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист».
Какие черты позволяют говорить о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как о реалистическом произведении?
Роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова присущи следующие черты реализма: широта охвата жизненных событий; изображение социально-сословных противоречий России; типичность образа Печорина; отражение идейно-нравственного кризиса молодого поколения в период последекабристской реакции.
В чем состоят «несчастные противоречия» в характере Печорина?
Печорин оказался жертвой и социальной среды, где господствовало лицемерие и фальшь, и собственной неспособности должным образом противостоять этой морали. Он «не угадал этого назначенья, увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Он «невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя», презирая мнение света и все же следуя его правилам.
Какую роль играют в романе женские образы?
Каждый женский образ по-своему раскрывает характер Печорина. Любовь могла бы стать возможностью сохранить лучшие духовные и душевные качества героя, но его эгоизм делает трагичной судьбу каждой из встреченных им женщин. Погибает Бэла, которая становится жертвой временной прихоти героя; смертельно больна Вера — единственный человек, к которому привязан Печорин; на грани жизни и смерти оказывается Мери, властью над которой Печорин просто наслаждается.