Бесы
Мотив разыгравшейся стихии, за которой чудится игра таинственных и зловещих сил, вновь повторяется в стихотворении «Бесы». Некоторые образы этого произведения перекликаются с образом бури в «Зимнем вечере»:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Но в то же время имеются и значительные различия между сюжетами «Зимнего вечера» и «Бесов». В «Зимнем вечере» лирический герой Пушкина наблюдает за бурей из окна дома, где он коротает время в обществе няни. Хотя разыгравшаяся стихия и навевает грусть на них обоих, а особенно на старушку, которая «приумолкла у окна», буря не представляет угрозы для героев стихотворения.
Действие стихотворения «Бесы» разворачивается в открытом поле, где быть застигнутым бурей всегда очень опасно. Все дороги занесены снегом, и ямщик, который не раз бывал в этих краях, теряет направление:
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».
В последних строках звучит одно из распространенных поверий, что нечистая сила может сбить с пути и водить людей кругами по одному и тому же месту. Среди простого народа такие представления во времена Пушкина были очень сильны. Несомненно, что многие из них поэт узнал в детстве от няни, и они произвели большое впечатление на его творческую натуру.
Образы бесов, кружащихся в зловещем хороводе, которых видят ямщик и его седок, нарисованы автором необычайно живо и убедительно. Вот каким представляется бродячий дух воображению ямщика:
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает Одичалого коня;
Там верстою небывалой Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой.
И в этом стихотворении, как и в «Зимнем вечере», автор олицетворяет природное явление, приписывая снегопаду человеческие чувства: «Вьюга злится, вьюга плачет…». Присутствие нечистой силы ощущают не только люди, но и лошади. Это также отголосок древних поверий, приписывавших животным способность острее воспринимать сверхъестественные явления.
Картина, которую далее рисует поэтический дар Пушкина, более всего напоминает средневековые представления о шабашах ведьм, которые собирались в определенное время для проведения специальных магических действий. Кроме того, у всех народов существовали поверья, что существует так называемое время перехода, когда границы между нашим миром и миром сверхъестественных существ можно преодолеть. В это время люди могут увидеть духов.
Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
В стихотворении Пушкина «Бесы» образ природного явления — вьюги — переплетается с фантастическими образами бесов, создавая ощущение бескрайнего заснеженного пространства, над которым кружат неприкаянные бесплотные сущности, проклятые Богом. Яркие проявления русской зимы — снегопад и буран — в стихотворении «Бесы» тесно связаны с чувством одиночества и тоски:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…