Два мальчика
Два друга решают, не залезть ли им на дерево, чтобы полакомиться каштанами. Предложил эту идею Федюша, однако Сенюша возразил, что дерево очень высокое, просто так на него не взобраться. Тогда Федюша предложил идею, чтобы друг подсадил его на ближайшую ветку, чтобы он собрал каштанов на двоих. Так и сделали, Сеня помог товарищу подняться, «пыхтел, весь потом обливался».
Взобрался Федя на приволье:
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье! Каштанов там не только всех не съесть, —
Не перечесть!
Найдется чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Однако, вместо того чтобы делиться, Федя предпочел досыта наесться самому. Вверху он сам каштаны убирал, а вниз бросал скорлупки. Сеня же внизу «облизывал лишь губки». Басня заканчивается моралью:
Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них — скорлупки не видали!
***
Чувство отвращения к эгоизму и отсутствию дружеской благодарности возникает при прочтении басни «Два мальчика». В начале произведения Федюша сам предлагает вариант совместного добывания каштанов. Его идея кажется вполне подходящей, однако события развиваются так, что Сеня оказывается преданным. Несмотря на то что он с готовностью подставляет свою спину, чтобы подсадить друга, ему не достается ни вкусных каштанов, ни Фединой благодарности. Словами «видал Федюш на свете я…» автор подчеркивает, что Федя являет собой собирательный образ предателей, пользующихся доверчивостью и расположением своих друзей, а дальнейшие строки «…которым их друзья вскарабкаться наверх усердно помогали, / А после уж от них — скорлупки не видали» подтверждают образность описанной ситуации. Дело не в каштанах, а в том, что один друг поддержал другого, а тот воспользовался его помощью. Такое бывает и в реальной жизни, только вместо дерева и каштанов выступают другие вещи.