Отрочество
После смерти матери ребят отправляют в долгий путь, в имение их бабушки, где отныне им предстояло жить. Главному герою Николаю нисколько не грустно, так как кажется, что старая, полная печалей жизнь будет наконец-то заменена новой, свежей и веселой.
«У меня перед глазами не было ни затворенной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого рояля, к которому не только не подходили, но на который и смотрели с какою-то боязнью, ни траурных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напоминая мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память».
Теперь, в путешествии, вокруг героя постоянно возникали живописные картины, а весенняя природа вселяла радость и надежды на будущее.
Выезжали, как правило, рано утром. Автор описывает, в каких обстоятельствах происходило их пробуждение, первые минуты нового дня, как затем они садились в бричку и продолжали путешествие. На душе у мальчика было легко и спокойно.
Однажды в дороге путешественники попали в сильнейшую грозу. Природа буйствовала и устанавливала свои порядки. Было очень страшно продолжать путешествие. «Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко въедающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как- то боком летают по ветру… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение…, в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»
Когда гроза начала стихать, возле брички вдруг показался страшный нищий, который чрезвычайно напугал главного героя. Начался сильный дождь, и путешественникам пришлось выдержать новое испытание. Наконец показался первый робкий луч солнца. «Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа». Дети озаряются радостью.
Главный герой общается с Катенькой. Детей интересует, каким будет их будущее, оно страшит и манит одновременно. Катенька высказывает мысль, что вскоре ей не придется запросто общаться с ребятами, так как она бедна, а они — богаты. Ее собеседнику трудно понять, что она имеет ввиду. «Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей». С главным героем в процессе этого разговора происходит серьезная моральная перемена, и именно с этого момента и началось его отрочество.
С приездом в Москву перемены в его взглядах на предметы стали еще ощутимее. Когда он увидел бабушку, то сначала испытал к ней чувство подобострастного уважения и страха, а затем, когда она припала к голове Любочки и зарыдала, душа его наполнилась состраданием.
Отец практически не занимался детьми. Дядя Карл Иваныч казался главному герою странным и смешным, с девочками мальчишки общались все менее охотно. По всему ощущалась, что жизнь значительно изменилась.
Главный герой был всего на год моложе своего брата Володи, но теперь между ними будто образовалась пропасть. У Володи проснулась страсть к собирательству, и когда автор однажды нечаянно разбил его флакончик, между ними возник конфликт, и младший брат нарочно перебил все флакончики. Помирились они по инициативе Володи, и Николай в этот момент чувствовал себя таким виноватым, что из глаз его текли обильные слезы.
Когда главному герою было четырнадцать, он стал иначе, чем раньше, воспринимать горничную Машу. Однажды он узнал, что Володе тоже нравится Маша. «…Мне невольно захотелось подражать ему… Иногда, притаившись за дверью, я с тяжелым чувством зависти и ревности слушал возню, которая поднималась в девичьей, и мне приходило в голову: каково бы было мое положение, ежели бы я пришел на верх и, так же как Володя, захотел бы поцеловать Машу? Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости… Я был слишком самолюбив, чтобы привыкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, доставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал…».
Однажды дети играли с дробью, и их обвинили в том, что они чуть было не сожгли дом. Их отцу после этого пришлось иметь разговор с бабушкой, грозной и суровой женщиной. В ходе разговора было решено пригласить для воспитания детей гувернера. Отныне вместо Карла Иваныча появился щеголеватый француз.
Главному герою было жаль расставаться со своим прежним воспитателем. Карл Иваныч рассказал ему свою историю. «Мне всегда платили злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, — сказал он, указывая на небо». Карл Иваныч был и сапожником, и солдатом, и дезертиром, и фабрикантом, и учителем. «Теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову».
У главного героя вскоре возникли проблемы с учителем истории. Ему поставили плохую отметку, и как раз в этот момент в доме были гости по случаю дня рождения Любочки. Плохую отметку скрыли. Отец попросил принести из его кабинета какую-то мелочь, и когда автор отправился за ней, он не удержался и залез в бумаги отца. К его ужасу, ключ от портфеля сломался. Мальчику стало страшно, так как вечером все должно было открыться: и единица по истории, и сломанный ключ, и еще Мими должна была пожаловаться на него. Он вернулся к гостям и стал вести себя нарочито вызывающе. Ему очень не нравилось, что Сонечка — девочка, пребывавшая у них в гостях, не уделяет ему никакого внимания, а интересуется Сережей. Он назвал ее изменницей, а потом случайно увидел, как Сережа поцеловал Сонечку, и ему стало еще хуже. Он захотел сделать нечто, что привлекло бы к нему всеобщее внимание.
Когда гувернер St.-Jerome сошел вниз и сказал мальчику, чтобы он шел наверх, тот показал ему язык и сказал, что не пойдет отсюда. В изумлении тот пообещала наказать его розгами.
Следует описание страшных переживаний главного героя. То ему казалось, что он подкидыш, что ему необходимо уйти из дома, то он хотел убить гувернера, то уйти на войну. Он думал о Боге, недоумевал, почему тот наказывает его, хотя он регулярно молится.
Пришел St.-Jerome и приказал идти к бабушке. Она обратилась к мальчику с холодным монологом и попыталась заставить его просить у гувернера прощения. Он не послушался, и у бабушки случилась истерика.
Как раз тогда отец узнал о сломанном ключе от портфеля. Он попытался наказать сына, тот расплакался, признался, что ненавидит гувернера и готов убить его.
С каждым днем герой произведения чувствовал себя все более и более одиноким. Он утешался только мечтами, в которых представлял себе Машу.
Маша была влюблена в Василия, тоже крепостного, и ее дядька Николай не разрешал им пожениться. Это приносило им величайшие страдания. Николай же представлял, что когда он станет хозяином поместья, то пожалует Василию тысячу и повелит им с Машей пожениться.
Далее следует описание того, как сложно формировалось мировоззрение Николая. «Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив… Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем… То раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия?.. Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».
Володе предстояло поступать в университет. Он демонстрировал прекрасные результаты в отличие от Николая. Все экзамены старший брат выдержал отлично. После последнего, самого сложного экзамена, Володя появился в красивом студенческом мундире, очень гордый. Все были счастливы. Николай со временем стал отмечать, как переменился и повзрослел Володя, и ему был не понятен его новый образ. К тому же он отмечал, что Володя стал как-то по-другому общаться с Катенькой.
Катенька за последнее время очень преобразилась, похорошела. По сравнению с Любочкой, которая продолжала оставаться некрасивой, Катенька смотрелась просто красавицей. Отличалось и поведение девочек: Катенька любила кокетничать, Любочка же не терпела жеманства. Однако Катенька нравилась Николаю гораздо больше Любочки. Папа чрезвычайно гордился своим старшим сыном-студентом. У Николая же меняется отношения к отцу, он перестает воспринимать его как небожителя, начинает относиться к нему как к живому человеку и даже слегка презирать за слабости.
Умерла бабушка. Николаю не было ее жалко, только масса неприятных чувств возникло у него от самого факта ее смерти. Оказывается, что свое имение она оставила в наследство Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.
Остается несколько месяцев до поступления в университет Николая. Маша и Василий поженились, и у автора уже не было никакого волнения по поводу красивой горничной. «…Я начинаю понемногу исцеляться от моих отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, которому суждено наделать мне еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».
К Володе часто приходили друзья, и в эти моменты Николай любил бывать в его комнате, хотя в этом обществе его не очень жаловали. Некий князь Нехлюдов произвел сильное впечатление на Николая. Он был некрасив, но умен, и автору очень хотелось превзойти его.
Однажды приятели позвали Володю в театр, но у него не было денег. Чтобы скрыть это, он вышел, чтобы попросить взаймы у дворецкого. Николая присутствовал при этом, и приятели брата стали задавать ему вопросы относительно наличия денег у Володи. Зашел разговор о самолюбии. Володя со своим другом Дубковым уехали в театр, а Нехлюдов остался с Николаем, чтобы продолжить дискуссию. Для главного героя это был долгожданный шанс поспорить с Нехлюдовым. В итоге их беседы Нехлюдов назвал Николая умным, и тот почувствовал себя абсолютно счастливым.
Отныне между Николаем и Нехлюдовым установилась дружба. «Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женитьбе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший вздор. Это не приходило нам в голову потому, что вздор, который мы говорили, был умный и милый вздор…».
Друзья поначалу проводили друг с другом много времени, но во время Масленицы Нехлюдов начал как-то отстраняться от общения с Николаем, из-за чего тот начал сильно переживать. От обиды Николай решил более не общаться с ним. Нехлюдов сам сделал попытку помириться, и Николай охотно пошел ему навстречу. Отныне друзья решили быть во всем друг с другом откровенными. «…Под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление, сущность которого составляла восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться». Столь идеалистические представления стали сущностью юношеского мировоззрения Николая.
В ранней юности Николай представляет собой человека, который всеми силами пытается найти себя. Его мировоззрение постоянно испытывает влияние со стороны окружающего мира, из-за чего мысли Николая становятся сумбурными. Он то поверхностно подумывает о том или ином, то вдруг глубоко уходит в очередную мысль и додумывает ее до некого вывода. Заключения Николая на тот момент странные, они не отличаются ровностью и логичностью, однако не лишены смысла. Николай, безусловно, представляет собой развитого в интеллектуальном плане молодого человека, однако ему не достает знаний, уверенности в себе и внимательного отношения со стороны близких. По сути он оказывается предоставленным самому себе и потому вынужден самостоятельно познавать мир. Поэтому он так увлекается Нехлюдовым, который, в отличие от других, позволяет ему высказываться и не остается равнодушным к его мыслям.
Юный Николай производит противоречивое впечатление. С одной стороны, он подобен мягкому воску, из которого под влиянием окружающего мира можно вылепить все, что угодно; с другой стороны, он пытается утвердиться в жизни и для этого имеет все основания и ресурсы. Интересны описания его мыслей, переживаний, свидетельствующих о непрекращающемся процессе формирования личности. Автор также не забывает повествовать и о тех реальных процессах и событиях, которые происходят вокруг Николая и также оказывают на него влияние. Вкупе все это составляет обширную картину среды, в которой растет и развивается человек, который впоследствии будет жить в соответствии со складывающимся в настоящий момент мировоззрением.