Краткое содержание повести: Барышня-крестьянка (Пушкин)

Барышня-крестьянка

Повесть начинается с описания ведения хозяй­ства двумя соседями, Иваном Петровичем Берес­товым и Григорием Ивановичем Муромским.

Представляя этих персонажей читателю, ав­тор обращается к приему антитезы, или проти­вопоставления. Берестов владеет поместьем Тугилово, а имение Муромского носит название Прилучино. Берестов ведет свое хозяйство разум­но и расчетливо, поэтому получает неплохие до­ходы. Он неприязненно относится к любым но­вовведениям, поэтому постоянно высмеивает своего соседа, который промотал большую часть своего имения, но по-прежнему продолжает су­масбродствовать. Муромский старается во всем подражать англичанам: в его поместье имеется

английский сад, поглощающий львиную долю его доходов, конюхи одеты точно так же, как ан­глийские жокеи, а для своей дочери он выписал английскую гувернантку. В земледелии он ста­рается придерживаться методов, разработанных англичанами, однако это не приносит ощутимой прибыли, напротив, ему приходится заложить имение.

Так как Берестов постоянно насмехается над методами хозяйствования соседа, понятно, что тот не остается в долгу, и отношения между ни­ми неприязненные, поэтому соседи не ездят друг к другу.

Далее мы узнаем, что у Берестова есть сын Алексей, а у Муромского — дочь Лиза. Сын Бе­рестова окончил университет и намерен стать во­енным, но встречает противодействие этим пла­нам в лице отца, который хочет, чтобы его сын стал чиновником.

В описании характеров главных героев повес­ти, Алексея и Лизы, автор показывает нам не только реальные черты персонажей, но их мас­ки, то есть те образы, которые они используют, желая произвести определенное впечатление. Алексей старается представить себя разочаро­ванным и печальным, что производит сильное впечатление на воображение уездных бары­шень. Атрибутами этой игры в разочарован­ность являются черное кольцо с мертвой головой и будто бы существующая таинственная перепи­ска. Однако мрачный романтический образ ге­роя разрушает сам автор, рассказывающий обо всем этом с оттенком иронии, а дальше и вовсе срывающий эту маску.

Лиза, дочь Муромского, как и все барышни в округе, хочет познакомиться с интересным мо­лодым человеком, сыном соседа. Однако их отцы не общаются между собой. Что же делать? Но на выручку барышне приходит ее служанка Настя, которой Лиза доверяет все свои секреты.

Настя, побывав в гостях в селе Берестова, рас­сказывает своей госпоже, что молодой барин во­все не печальный и задумчивый, как та себе пред­ставляла, а веселый и жизнерадостный молодой человек. Тут же Лиза и Настя придумывают, как барышне познакомиться с ним: Лиза переоденет­ся крестьянкой и отправится в имение соседа.

Встреча героев происходит будто бы случай­но, но на самом деле никакой случайности, ко­нечно, нет — ведь знакомство Алексея с мнимой крестьянкой является результатом придуман­ной ею и Настей хитрости.

Лиза, задумавшись, идет по лесной тропинке, когда к ней неожиданно подбегает собака и лает на девушку. Лиза испугана, но тут появляется хозяин собаки, Алексей Берестов. Маскарад Ли­зы удался на славу: молодой человек не сомнева­ется в том, что перед ним крестьянка из соседне­го села, Акулина, дочь кузнеца Василия, так представляется девушка. Алексей привык вести себя достаточно вольно с хорошенькими посе­лянками, однако его новая знакомая своим пове­дением внушает ему невольное уважение, так что он оставляет попытки обнять понравившую­ся девушку. Он хочет непременно увидеть ее сно­ва, обещая прийти к кузнецу Василию, и Лиза, боясь, что ее проделка будет раскрыта, обещает на следующий день прийти на это же место.

Лиза возвращается домой. Отец и гувернантка ни о чем не подозревают, но девушке начинает ка­заться, что ее шалость слишком рискованна. Она уже решает не идти на свидание, но боязнь разо­блачения заставляет ее сдержать данное обеща­ние.

Встретившись с Алексеем, Лиза говорит, что больше им не следует встречаться, так как это легкомысленно и не доведет до добра. Алексея по­ражает глубина мыслей и чувств крестьянки, и он уже очарован. Он просит ее хоть иногда встре­чаться с ним и соглашается не искать свиданий с ней, кроме тех, которые она сама ему назначит. Некоторое время они встречаются, и постепенно молодые люди влюбляются друг в друга.

Далее мы видим, как случай совершенно ме­няет судьбы героев. Отцы Алексея и Лизы слу­чайно сталкиваются однажды утром. Муром­ский, отец Лизы, погнавшись за зайцем, падает с лошади, и Берестов, отец Алексея, приглашает соседа в свое поместье. В ответ Муромский при­глашает соседа на следующий день приехать в его имение вместе с сыном.

Когда он возвращается домой и рассказывает об этом дочери, Лиза, испугавшись, что Алексей ее узнает, заявляет, что не выйдет к гостям. От­ец подсмеивается над ней, что дочь питает к со­седям наследственную ненависть, как героиня романов, но Лиза продолжает стоять на своем. Отец, зная, что ее не переубедишь, прекращает бесполезный спор.

Лиза советуется с верной Настей, как ей те­перь следует поступить. Вместе они разрабаты­вают план, который впоследствии и приводят в действие.

Утром отец спрашивает у дочери, по-прежнему ли она намерена прятаться от гостей или нет. Лиза отвечает, что примет их, но отец не должен удивляться или возмущаться ее поступкам. От­ец, подозревая очередную проделку своей люби­мицы, соглашается.

Приезжают Берестовы. Муромский демон­стрирует гостям свой парк и зверинец. На рас­четливого помещика все эти прихоти не произ­водят благоприятного впечатления, однако он из вежливости молчит, а его сыну все это совершен­но безразлично — он ждет появления дочери хо­зяина. Хотя Алексей и увлечен таинственной крестьянкой, все же ему интересно взглянуть на красивую барышню.

Затем хозяин и гости входят в дом. Берестов и Муромский беседуют о прошедшей молодости, а Алексей размышляет, как ему вести себя в при­сутствии Лизы. Герой Пушкина вновь надевает маску: он напускает на себя холодный и рассеян­ный вид, но автор тут же снижает романтические затеи своего персонажа. Вместо ожидаемой Лизы в комнату входит ее гувернантка. Затем появля­ется и Лиза. Отец изумлен, увидев дочь в новом облике. Маска Лизы — это маска жеманной светской барышни. Она набелились и сделала прическу из фальшивых локонов, надела брил­лианты и парадное платье. Конечно, Алексей не узнает в этой кукле свою любимую. Англичанка злится, поняв, что белила ее воспитанница взяла без спроса.

Во время обеда Алексей и Лиза продолжают играть выбранные роли: он держит себя рассеян­но и задумчиво, а Лиза изображает жеманную барышню, даже разговаривает только по-фран­цузски. Отец Лизы не понимает, зачем дочь ве­дет себя таким образом, однако это кажется ему забавным. Англичанка продолжает молча него­довать. Берестов, отец Алексея, чувствует себя как дома и дружелюбно беседует с хозяевами.

Когда гости уезжают, отец спрашивает дочь, что это ей вздумалось их дурачить. Лиза успока­ивает рассерженную англичанку.

На следующий день Лиза, переодетая кресть­янкой, снова встречается с Алексеем. Тот так ничего и не заподозрил. Лиза расспрашивает его, какое впечатление произвела на него ба­рышня? Он уверяет, что Лиза гораздо лучше всех барышень, но она, продолжая играть роль крестьянки, сокрушается, что она неграмотная. Алексей предлагает тут же научить ее читать и писать. Через три занятия девушка уже читает произведение Карамзина «Наталья, боярская дочь», вставляя свои замечания.

Через некоторое время между молодыми людьми завязывается переписка. В качестве почтового ящика выступает дупло старого дуба. Здесь уместно вспомнить роман «Дубровский».

Между тем отцы главных героев повести по­дружились и решили поженить своих детей. Ав­тор приводит и соображения, подтолкнувшие обоих помещиков к такому решению: Муром­ский размышляет о том, что у соседа богатое имение, а его сын является единственным на­следником, а Берестов прикидывает, что у соседа-англомана имеются влиятельные родствен­ники, которые могут пригодиться Алексею. Между собой помещики договорились быстро, однако им еще предстояло уговорить детей. Му­ромскому казалось, что его дочь и сын соседа не нравятся друг другу, но он полагал, что со време­нем это может измениться в лучшую сторону. Берестов смотрел на это дело гораздо проще. Он позвал сына и начал разговор с вопроса, почему тот больше не заговаривает о своем намерении идти в гусары. Алексей отвечает, что не настаи­вает на этом, так как отец против. Отец хвалит его покорность родительской воле и сообщает, что пока не станет принуждать сына и к стат­ской службе, а сначала намерен женить его на дочери соседа.

Между отцом и сыном происходит спор: отец настаивает на женитьбе, а сын под разными предлогами старается отказаться от этого брака. Отец заявляет, что в случае решительного отка­за сына выполнить его волю лишит его наслед­ства, и дает ему три дня на раздумья.

Автор в ироничных выражениях отмечает большое упрямство отца, которое унаследовал и сын. Но дело не только в упрямстве. Алексею приходит мысль жениться на крестьянке Акулине, с которой он не виделся уже несколько дней из-за дождя. Он пишет ей письмо, в кото­ром описывает сложившуюся ситуацию и пред­лагает свою руку. Письмо он кладет в дупло за­ветного дуба.

На следующий день молодой человек едет к со­седу, чтобы откровенно поговорить о своей пред­полагаемой женитьбе на его дочери. Однако слуга Муромского говорит ему, что барин уехал. Тогда Алексей спрашивает, дома ли его дочь. Узнав, что Лиза дома, он входит в дом с намерением погово­рить с ней. Но когда он входит, то в барышне Ли­завете Григорьевне узнает крестьянку Акулину, которая завладела его сердцем. Лиза как раз чи­тала его письмо. Увидев Алексея, девушка пыта­ется убежать, но он ее удерживает. Лиза еще пы­тается вести себя, как благовоспитанная барышня, говорит по-французски и вырывается из рук Алексея. При этом присутствовала и анг­личанка, которая в полной растерянности. В это время неожиданно появляется отец Лизы. Он рад, что, оказывается, чувства его дочери и Алек­сея полностью совпадают с замыслами родителей. На этом повесть оканчивается. В самом деле, итак ясно, что Лиза и Алексей обвенчаются.

В 1830 году А. С. Пушкин создал несколько не­больших повестей, которые объединил под общим названием «Повести покойного Ивана Васильеви­ча Белкина». К ним относятся пять произведе­ний: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Стан­ционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Сюжетами повестей явились различные происше­ствия из жизни российской провинции, которые имели реальную основу. По крайней мере, сам ав­тор в написанном им к «Повестям» предисловии «От издателя» в примечании утверждает, что в рукописях мифического Белкина над каждой повестью была сделана заметка о том, что описан­ное событие рассказано конкретным человеком. Согласно утверждению автора, сюжеты «Мете­ли» и «Барышни-крестьянки» рассказаны од­ним человеком — некой девицей К. И. Т. В том же предисловии Пушкин набрасывает и образ самого Ивана Васильевича Белкина, молодого помещика, каких немало было в ту эпоху. Обра­зование он получил под руководством сельского дьячка, затем вступил в полк, а после смерти ро­дителей вернулся в родное село Горюхино, кото­рому Пушкин посвятил отдельное произведе­ние — «История села Горюхина», в котором ощущается сильная сатирическая направлен­ность. Исследователи полагают, что это произве­дение стоит в одном ряду с «Историей одного го­рода» Салтыкова-Щедрина и поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Пушкин в предисловии к «Повестям Белкина» описывает хозяйственные распоряжения молодо­го помещика, которые привели к уменьшению до­ходов. Однако Иван Васильевич довольно безраз­лично относится к своему поместью, что, как отмечает автор, свойственно большинству моло­дых дворян. Иван Васильевич скончался моло­дым, так как лекарь, опытный в лечении мозолей, не сумел вылечить своего пациента от горячки.

В «Повестях Белкина» нашли отражение са­мые распространенные для литературы XIX века мотивы — зависть и дуэль («Выстрел»), судьба маленького человека («Станционный смотри­тель») и смешение яви со сном («Гробовщик»).

«Метель» и «Барышня-крестьянка» создава­лись как пародии на модные в эпоху Пушкина любовные романы. Становящиеся объектом иро­нии автора романтические мотивы легко просле­живаются в сюжете «Барышни-крестьянки»: вражда двух помещиков, Берестова и Муромско­го, которая заканчивается примирением на охо­те, переодевание главной героини в наряд кре­стьянки и ее встреча с молодым Берестовым, его любовь к мнимой крестьянке и сопротивление воле отца, вознамерившегося женить его на до­чери соседа, и, наконец, финал повести, в кото­ром выясняется, что любимая героем крестьян­ская девушка и есть та, на свадьбе с которой настаивает его отец.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.