Барышня-крестьянка
Повесть начинается с описания ведения хозяйства двумя соседями, Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским.
Представляя этих персонажей читателю, автор обращается к приему антитезы, или противопоставления. Берестов владеет поместьем Тугилово, а имение Муромского носит название Прилучино. Берестов ведет свое хозяйство разумно и расчетливо, поэтому получает неплохие доходы. Он неприязненно относится к любым нововведениям, поэтому постоянно высмеивает своего соседа, который промотал большую часть своего имения, но по-прежнему продолжает сумасбродствовать. Муромский старается во всем подражать англичанам: в его поместье имеется
английский сад, поглощающий львиную долю его доходов, конюхи одеты точно так же, как английские жокеи, а для своей дочери он выписал английскую гувернантку. В земледелии он старается придерживаться методов, разработанных англичанами, однако это не приносит ощутимой прибыли, напротив, ему приходится заложить имение.
Так как Берестов постоянно насмехается над методами хозяйствования соседа, понятно, что тот не остается в долгу, и отношения между ними неприязненные, поэтому соседи не ездят друг к другу.
Далее мы узнаем, что у Берестова есть сын Алексей, а у Муромского — дочь Лиза. Сын Берестова окончил университет и намерен стать военным, но встречает противодействие этим планам в лице отца, который хочет, чтобы его сын стал чиновником.
В описании характеров главных героев повести, Алексея и Лизы, автор показывает нам не только реальные черты персонажей, но их маски, то есть те образы, которые они используют, желая произвести определенное впечатление. Алексей старается представить себя разочарованным и печальным, что производит сильное впечатление на воображение уездных барышень. Атрибутами этой игры в разочарованность являются черное кольцо с мертвой головой и будто бы существующая таинственная переписка. Однако мрачный романтический образ героя разрушает сам автор, рассказывающий обо всем этом с оттенком иронии, а дальше и вовсе срывающий эту маску.
Лиза, дочь Муромского, как и все барышни в округе, хочет познакомиться с интересным молодым человеком, сыном соседа. Однако их отцы не общаются между собой. Что же делать? Но на выручку барышне приходит ее служанка Настя, которой Лиза доверяет все свои секреты.
Настя, побывав в гостях в селе Берестова, рассказывает своей госпоже, что молодой барин вовсе не печальный и задумчивый, как та себе представляла, а веселый и жизнерадостный молодой человек. Тут же Лиза и Настя придумывают, как барышне познакомиться с ним: Лиза переоденется крестьянкой и отправится в имение соседа.
Встреча героев происходит будто бы случайно, но на самом деле никакой случайности, конечно, нет — ведь знакомство Алексея с мнимой крестьянкой является результатом придуманной ею и Настей хитрости.
Лиза, задумавшись, идет по лесной тропинке, когда к ней неожиданно подбегает собака и лает на девушку. Лиза испугана, но тут появляется хозяин собаки, Алексей Берестов. Маскарад Лизы удался на славу: молодой человек не сомневается в том, что перед ним крестьянка из соседнего села, Акулина, дочь кузнеца Василия, так представляется девушка. Алексей привык вести себя достаточно вольно с хорошенькими поселянками, однако его новая знакомая своим поведением внушает ему невольное уважение, так что он оставляет попытки обнять понравившуюся девушку. Он хочет непременно увидеть ее снова, обещая прийти к кузнецу Василию, и Лиза, боясь, что ее проделка будет раскрыта, обещает на следующий день прийти на это же место.
Лиза возвращается домой. Отец и гувернантка ни о чем не подозревают, но девушке начинает казаться, что ее шалость слишком рискованна. Она уже решает не идти на свидание, но боязнь разоблачения заставляет ее сдержать данное обещание.
Встретившись с Алексеем, Лиза говорит, что больше им не следует встречаться, так как это легкомысленно и не доведет до добра. Алексея поражает глубина мыслей и чувств крестьянки, и он уже очарован. Он просит ее хоть иногда встречаться с ним и соглашается не искать свиданий с ней, кроме тех, которые она сама ему назначит. Некоторое время они встречаются, и постепенно молодые люди влюбляются друг в друга.
Далее мы видим, как случай совершенно меняет судьбы героев. Отцы Алексея и Лизы случайно сталкиваются однажды утром. Муромский, отец Лизы, погнавшись за зайцем, падает с лошади, и Берестов, отец Алексея, приглашает соседа в свое поместье. В ответ Муромский приглашает соседа на следующий день приехать в его имение вместе с сыном.
Когда он возвращается домой и рассказывает об этом дочери, Лиза, испугавшись, что Алексей ее узнает, заявляет, что не выйдет к гостям. Отец подсмеивается над ней, что дочь питает к соседям наследственную ненависть, как героиня романов, но Лиза продолжает стоять на своем. Отец, зная, что ее не переубедишь, прекращает бесполезный спор.
Лиза советуется с верной Настей, как ей теперь следует поступить. Вместе они разрабатывают план, который впоследствии и приводят в действие.
Утром отец спрашивает у дочери, по-прежнему ли она намерена прятаться от гостей или нет. Лиза отвечает, что примет их, но отец не должен удивляться или возмущаться ее поступкам. Отец, подозревая очередную проделку своей любимицы, соглашается.
Приезжают Берестовы. Муромский демонстрирует гостям свой парк и зверинец. На расчетливого помещика все эти прихоти не производят благоприятного впечатления, однако он из вежливости молчит, а его сыну все это совершенно безразлично — он ждет появления дочери хозяина. Хотя Алексей и увлечен таинственной крестьянкой, все же ему интересно взглянуть на красивую барышню.
Затем хозяин и гости входят в дом. Берестов и Муромский беседуют о прошедшей молодости, а Алексей размышляет, как ему вести себя в присутствии Лизы. Герой Пушкина вновь надевает маску: он напускает на себя холодный и рассеянный вид, но автор тут же снижает романтические затеи своего персонажа. Вместо ожидаемой Лизы в комнату входит ее гувернантка. Затем появляется и Лиза. Отец изумлен, увидев дочь в новом облике. Маска Лизы — это маска жеманной светской барышни. Она набелились и сделала прическу из фальшивых локонов, надела бриллианты и парадное платье. Конечно, Алексей не узнает в этой кукле свою любимую. Англичанка злится, поняв, что белила ее воспитанница взяла без спроса.
Во время обеда Алексей и Лиза продолжают играть выбранные роли: он держит себя рассеянно и задумчиво, а Лиза изображает жеманную барышню, даже разговаривает только по-французски. Отец Лизы не понимает, зачем дочь ведет себя таким образом, однако это кажется ему забавным. Англичанка продолжает молча негодовать. Берестов, отец Алексея, чувствует себя как дома и дружелюбно беседует с хозяевами.
Когда гости уезжают, отец спрашивает дочь, что это ей вздумалось их дурачить. Лиза успокаивает рассерженную англичанку.
На следующий день Лиза, переодетая крестьянкой, снова встречается с Алексеем. Тот так ничего и не заподозрил. Лиза расспрашивает его, какое впечатление произвела на него барышня? Он уверяет, что Лиза гораздо лучше всех барышень, но она, продолжая играть роль крестьянки, сокрушается, что она неграмотная. Алексей предлагает тут же научить ее читать и писать. Через три занятия девушка уже читает произведение Карамзина «Наталья, боярская дочь», вставляя свои замечания.
Через некоторое время между молодыми людьми завязывается переписка. В качестве почтового ящика выступает дупло старого дуба. Здесь уместно вспомнить роман «Дубровский».
Между тем отцы главных героев повести подружились и решили поженить своих детей. Автор приводит и соображения, подтолкнувшие обоих помещиков к такому решению: Муромский размышляет о том, что у соседа богатое имение, а его сын является единственным наследником, а Берестов прикидывает, что у соседа-англомана имеются влиятельные родственники, которые могут пригодиться Алексею. Между собой помещики договорились быстро, однако им еще предстояло уговорить детей. Муромскому казалось, что его дочь и сын соседа не нравятся друг другу, но он полагал, что со временем это может измениться в лучшую сторону. Берестов смотрел на это дело гораздо проще. Он позвал сына и начал разговор с вопроса, почему тот больше не заговаривает о своем намерении идти в гусары. Алексей отвечает, что не настаивает на этом, так как отец против. Отец хвалит его покорность родительской воле и сообщает, что пока не станет принуждать сына и к статской службе, а сначала намерен женить его на дочери соседа.
Между отцом и сыном происходит спор: отец настаивает на женитьбе, а сын под разными предлогами старается отказаться от этого брака. Отец заявляет, что в случае решительного отказа сына выполнить его волю лишит его наследства, и дает ему три дня на раздумья.
Автор в ироничных выражениях отмечает большое упрямство отца, которое унаследовал и сын. Но дело не только в упрямстве. Алексею приходит мысль жениться на крестьянке Акулине, с которой он не виделся уже несколько дней из-за дождя. Он пишет ей письмо, в котором описывает сложившуюся ситуацию и предлагает свою руку. Письмо он кладет в дупло заветного дуба.
На следующий день молодой человек едет к соседу, чтобы откровенно поговорить о своей предполагаемой женитьбе на его дочери. Однако слуга Муромского говорит ему, что барин уехал. Тогда Алексей спрашивает, дома ли его дочь. Узнав, что Лиза дома, он входит в дом с намерением поговорить с ней. Но когда он входит, то в барышне Лизавете Григорьевне узнает крестьянку Акулину, которая завладела его сердцем. Лиза как раз читала его письмо. Увидев Алексея, девушка пытается убежать, но он ее удерживает. Лиза еще пытается вести себя, как благовоспитанная барышня, говорит по-французски и вырывается из рук Алексея. При этом присутствовала и англичанка, которая в полной растерянности. В это время неожиданно появляется отец Лизы. Он рад, что, оказывается, чувства его дочери и Алексея полностью совпадают с замыслами родителей. На этом повесть оканчивается. В самом деле, итак ясно, что Лиза и Алексей обвенчаются.
В 1830 году А. С. Пушкин создал несколько небольших повестей, которые объединил под общим названием «Повести покойного Ивана Васильевича Белкина». К ним относятся пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
Сюжетами повестей явились различные происшествия из жизни российской провинции, которые имели реальную основу. По крайней мере, сам автор в написанном им к «Повестям» предисловии «От издателя» в примечании утверждает, что в рукописях мифического Белкина над каждой повестью была сделана заметка о том, что описанное событие рассказано конкретным человеком. Согласно утверждению автора, сюжеты «Метели» и «Барышни-крестьянки» рассказаны одним человеком — некой девицей К. И. Т. В том же предисловии Пушкин набрасывает и образ самого Ивана Васильевича Белкина, молодого помещика, каких немало было в ту эпоху. Образование он получил под руководством сельского дьячка, затем вступил в полк, а после смерти родителей вернулся в родное село Горюхино, которому Пушкин посвятил отдельное произведение — «История села Горюхина», в котором ощущается сильная сатирическая направленность. Исследователи полагают, что это произведение стоит в одном ряду с «Историей одного города» Салтыкова-Щедрина и поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
Пушкин в предисловии к «Повестям Белкина» описывает хозяйственные распоряжения молодого помещика, которые привели к уменьшению доходов. Однако Иван Васильевич довольно безразлично относится к своему поместью, что, как отмечает автор, свойственно большинству молодых дворян. Иван Васильевич скончался молодым, так как лекарь, опытный в лечении мозолей, не сумел вылечить своего пациента от горячки.
В «Повестях Белкина» нашли отражение самые распространенные для литературы XIX века мотивы — зависть и дуэль («Выстрел»), судьба маленького человека («Станционный смотритель») и смешение яви со сном («Гробовщик»).
«Метель» и «Барышня-крестьянка» создавались как пародии на модные в эпоху Пушкина любовные романы. Становящиеся объектом иронии автора романтические мотивы легко прослеживаются в сюжете «Барышни-крестьянки»: вражда двух помещиков, Берестова и Муромского, которая заканчивается примирением на охоте, переодевание главной героини в наряд крестьянки и ее встреча с молодым Берестовым, его любовь к мнимой крестьянке и сопротивление воле отца, вознамерившегося женить его на дочери соседа, и, наконец, финал повести, в котором выясняется, что любимая героем крестьянская девушка и есть та, на свадьбе с которой настаивает его отец.