«Война и мир»
(Роман-эпопея)
Пересказ
Том I
Часть первая
Глава I.
Петербург 1805 г. Великосветский вечер у Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Разговор во время всего приема ведется исключительно на французском языке. Тон задают хозяйка и чиновный князь Василий Курагин, который был значительным лицом при дворе. Это человек, полностью живущий по правилам света, презиравший всех и вся, кроме своей собственной персоны. Разговор о Наполеоне, этом убийце и злодее, его революции. План Анны Павловны — женить младшего сына Василия — Анатоля, «беспокойного» дурака — на своей родственнице, богатой княжне Марье Болконской, которая, по слухам, была несчастлива, живя вместе с отцом. Отцом Марьи является старый князь Болконский, который очень богат и скуп.
Глава II.
Гости Шерер — высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия красавица Элен, которая была в шифре и бальном платье, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болконская, ездившая лишь на небольшие вечера по причине своей беременности. Но, несмотря на свое положение, княгиня чувствовала себя в этом обществе прекрасно. Отличительной чертой Лизы является верхняя «с чуть черневшимися усиками» губка, которая была коротка, а потому слегка прикрывала верхние зубы, отчего княгиня была похожа на белочку. Эмигрант — француз виконт Мортемар, аббат Морио. Обряд приветствования тетушки хозяйки. Тетушка — маленькая, никому не нужная и никому не интересная старушка — вежливо приветствовала всех, кто к ней подходил, говорила о здоровье императрицы. Гости, исполнив обряд, отходили от старушки с чувством глубокого облегчения, «чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появление на вечере Пьера Безухова. Это был массивный, даже толстый молодой человек, незаконнорожденный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, который находился сейчас при смерти в Москве. Пьер отличался от всех, находившихся в гостиной, умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом. По мнению людей высшего света, Пьер был человеком, не умеющим жить.
Глава III.
Сравнение вечера у Анны Павловны с работой прядильной мастерской, а самой Анны Павловны с хозяйкой этой мастерской, которая, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. Портрет Элен: это красивая женщина, в которой нет и доли кокетства, ей даже «как будто совестно было за свою красоту». Портретный штрих, который подчеркивается в Элен, — это ее мраморные плечи. Князь Василий просит Анну Павловну образумить Пьера, научив его вести себя в светской жизни.
Глава IV.
Княгиня Анна Михайловна Друбедкая, пожилая дама, которая сидела прежде с тетушкой, просит князя Василия похлопотать перед царем о переводе ее сына Бориса в гвардию.
Глава V.
Характеристика Пьера Безухова. Это был неуклюжий, чуть выше обыкновенного роста, широкий, с огромными руками человек. Он был рассеян, но в то же время добродушен, прост и скромен. Он постоянно улыбался своей улыбкой, которая как бы говорила: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый».
Глава VI.
Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Лиза не хочет, чтобы князь Андрей шел на войну, она считает, что здесь он занимает прекрасное положение: он адъютант у дяди. Она предлагает ему устроить его карьеру еще лучше. Даже в семейном кругу княгиня разговаривает капризноигривым тоном, которым она разговаривала в гостиной Анны Павловны. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассуждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах света. Князь Андрей советует Пьеру не жениться до старости, чтобы не потерять «что в тебе есть хорошего и высокого». Женитьба, по его мнению, — это заколдованный круг, из которого не выбраться. А светские женщины — «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем».
Глава VII.
Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Графиня — женщина лет сорока пяти, с восточным типом лица, у которой было двенадцать детей. Граф — человек, любящий и умеющий пожить, разговаривавший со всеми гостями одинаково и на русском языке. Прием поздравительных визитов по поводу именин у Ростовых двух Наталий — матери и дочери. Визит матери и дочери Курагиных. Разговор о главной городской новости — болезни старого графа Безухова и его незаконном сыне, которого выслали из Петербурга, о судьбе огромного наследства, которое останется после смерти старика Безухова. Пьера выслали в Москву, а Долохов разжалован в солдаты за хулиганство. Они привезли с собой к актрисам медведя. Приехала полиция унимать разбушевавшихся молодых людей. Так они поймали квартального, привязали его спиной к медведю и пустили плавать в Мойку. Пьер теперь в Москве, в доме своего отца. Граф Кирилл Владимирович имел много незаконных детей, но Пьер был его любимцем. Все гадают, кому достанется наследство: Пьеру или князю Василию, который является наследником имения Безухова по жене.
Глава VIII.
Молодежь дома Ростовых: Наташа, Николай — студент, старший сын графа и графини, Петя — меньшой сын, Соня — пятнадцатилетняя племянница графа и Борис Друбецкой — офицер, сын княгини Анны Михайловны, — в гостиной. Сюда вбегает группа молодых людей под предводительством Наташи Ростовой. Наташа — некрасивая, с большим ртом, черноглазая. Она была в том возрасте, «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». История куклы Мими. Борис рассказал, что знал эту Мими еще молодою девицею, но за пять лет она состарилась, и у нее по всему черепу треснула голова. Эта история очень рассмешила всю молодежь и, больше не имея возможности сдерживать смех, они убежали из гостиной. Здесь остались только Соня и Николай.
Глава IX.
В гостиной. Племянница графа Соня. Это маленькая миниатюрная брюнетка, с длинными ресницами и мягким
взглядом. У нее черные волосы, заплетенные в косу, желтоватый оттенок кожи. Движения ее были мягкими, гибкими, нежными, повадки хитрыми, но сдержанными, чем она напоминала кошечку. Влюблена в Николая. Разговор графа с гостьей о поступлении Николая на военную службу. Николай бросает университет, считая, что у него есть призвание к военной службе, но родители не хотят его отпускать. Разговор заходит о воспитании. Граф рассказывает, что они с графиней баловали Наташу, ничего ей не запрещали. Поэтому, добавляет графиня, Наташа ничего не скрывает от матери. Вера. Это старшая дочь Ростовых, красивая, неглупая, училась прекрасно, голос великолепный, но почему-то всегда была не к месту.
Глава X.
Наташа Ростова прячется в цветочной, надеясь здесь дождаться Бориса, но становится свидетельницей сцены ревности между Соней и Николаем. Сцена ревности: Соня приревновала Николая к Жюли Карагиной. Николай говорит, что любит только Соню. Поцелуй Николая и Сони. Наташа вызывает Бориса в цветочную. Ее предложение Борису поцеловать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор о любви между ними. Борис говорит, что любит Наташу, и он сделает предложение, но надо ждать еще четыре года. Они договариваются, что, когда Наташе исполнится 16 лет, Борис попросит ее руки. Наташа счастлива.
Глава XI.
Влюбленные пары в диванной: Соня с Николаем и Наташа с Борисом. Соня сидела близко к Николаю, который переписывал ей стихи, в первый раз им сочиненные. Наташа и Борис сидели у окна, разговаривали, но замолчали, когда вошла Вера. Ссора с Верой. Вера, разозленная счастьем молодых, всячески старается их задеть, говоря Наташе неприятные вещи. Наташа обижается, Вера остается довольной и не считает себя виноватой. Разговор двух подруг детства: графиня Ростова жалуется на расстройство состояния, княгиня Анна Михайловна Друбецкая рассказывает об устройстве своего сына в гвардию и жалуется на свои денежные обстоя-
тельства — ей не на что обмундировать Бориса. Княгине требовалось для этого 500 рублей, а у нее было всего 25. Ее надежды на наследство графа Безухова, так как Борис является его крестником. Анна Михайловна собирается ехать к Безухову, Ростова говорит, чтобы та позвала на именины Пьера.
Глава XII.
Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом едут навестить больного графа Безухова. По дороге Анна Михайловна говорит сыну, чтобы тот помнил, что от графа Безухова зависит его будущая судьба. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Князь Василий Сергеевич совсем не рад видеть в доме графа Друбецкую, так как «боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухова», и желает, чтобы она поскорее ушла. Но Анна Михайловна, благодаря своему умению, остается в доме. В доме графа все ждут только худшего, графу с каждым часом становиться хуже. Анна Михайловна решает ходить за больным. Бориса Друбецкая посылает проведать Пьера.
Глава XIII.
Пьер Безухов приехал в Москву несколько дней назад и, как всегда это делал, остановился в доме своего отца. Его приезд воспринимается в штыки княжнами, которых было три. Особенно недружелюбно относится к Пьеру старшая сестра — «чистоплотная, с длинною талией, строгая девица». Приход к Пьеру в комнату Бориса Друбецкого, разговор и объяснение между ними. Пьер видел в последний раз Бориса четырнадцатилетним мальчиком, а потому не сразу узнает его. Борис приглашает Пьера на именины к Ростовым. Кроме того, Борис уверяет Пьера, что ни он, ни его мать не имеют никакого интереса к наследству графа Безухова. По крайней мере он, Борис, даже не примет ничего, если Кирилл Владимирович ему что-либо оставит. Пьер польщен таким пылким заявлением этого милого, умного и твердого, по мнению Пьера, молодого человека. Он собирается поближе познакомиться с Борисом. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым, их разговор о завещании графа Безухова. Борис сомневается, что граф Безу-
хов оставит что-нибудь им. Анна Михайловна только восклицает в ответ: «Как он плох!»
Глава XIV.
Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей. Граф не спрашивает ее, зачем нужны такие деньги, дает ей требующуюся сумму. По возвращении Друбецкой отдает их на обмундирование Бориса. Слезы обеих. Плакали они о том, что они дружны, что их молодость прошла, что они теперь заняты таким низким предметом, как деньги.
Глава XV.
У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крестной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимовой, дамы, «знаменитой не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой общения». В это время в кабинете Ростова шел разговор о войне. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Шиншин — старый холостяк, штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом. Берг — свежий, розовый гвардейский офицер, «безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». Разговор этого молодого человека всегда касался только его одного или чего-то имеющего к нему отношения. В остальных случаях он молчал, предпочитая слушать. Берг доказывает Шиншину выгоды службы в пехоте. Ведь только там можно сделать себе состояние, да еще и посылать деньги родителям. Пьер Безухов в гостиной Ростовых. Он приехал перед самым обедом и чувствовал себя у Ростовых неловко. Его стараются разговорить, но от стеснения он не может вымолвить ни слова. Приезд Ахросимовой. Она дарит Наташе яхонтовые сережки. Гости идут к столу. За столом они размещаются по двум сторонам. На одном конце графиня, Анна Михайловна и другие гостьи. А на другом — граф с гостями. Пьер и за обедом продолжает чувствовать неловкость, много есть и пьет. Обед.
Глава XVI.
Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бонапартом. Полковник рассказывает, что в Петербурге вышел манифест об объявлении войны, который он сам видел. Завя-
зался спор о том, следует ли России вступать в войну. Мнения разделились за и против. Реплика Николая Ростова в поддержку мнения, что Россия должна вступать в войну, о том, что «русские должны умирать или побеждать». Шалость Наташи. Наташа поспорила с младшим братом Петей, что спросит у матери через весь стол, какое пирожное будет. Ее выходка была принята хорошо. Все смеялись смелости и ловкости этой маленькой девочки.
Глава XVII.
Пение молодежи. Гости вернулись в гостиную, стали просить спеть что-нибудь Наташу и Николая. Наташа не находит в гостиной Сони. Соня была в коридоре на сундуке. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, написанных ей. Ее объяснения с Наташей. Соня плакала из-за того, что Николай уезжает на войну, а также из-за того, что Николай является ее кузеном и брак их невозможен. А потому Николай женится на Жюли Карагиной. Наташа успокаивает Соню, говорит, что все будет хорошо, потому что Николай троюродный брат Сони, а такие браки разрешены. Соня успокаивается, они с Наташей возвращаются в гостиную. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Танцы. Пьер приглашает Наташу танцевать. Она горда и счастлива тем, что «танцевала с большим, с приехавшим из-за границы». Граф Илья Андреевич Ростов с Марьей Дмитриевной Ахросимовой танцуют «Данилу Купора», любимый танец графа. Он танцуют так, что все стоят очарованные простотой и незамысловатостью русского народного танца.
Глава XVIII.
В доме графа Безухова. С графом сделался шестой удар. Приготовление к соборованию. Разговоры присутствующих. Все сомневаются, что после шестого удара граф останется жив. Опять возникает вопрос, кому останется все имущество. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа. Князь говорит Катерине Семеновне, что сейчас самое время подумать о будущем, о том, что он, и она, и ее сестры являются единственными наследниками Безухова. Князь Василий опасается того завещания, которое граф написал прошлой зимой и в котором все оставляет Пьеру. Кроме того, он вспоминает о письме, которое Кирилл Владимирович писал государю об усыновлении Пьера. И если так и будет, Пьер, как законный сын, получит все. Затем князь Василий уже прямо предлагает княжне найти завещание и письмо и уничтожить их. Княжна говорит, что все бумаги хранятся у графа в мозаиковом портфеле.
Глава XIX.
Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Анной Михайловной Друбецкой. Старый граф потребовал, чтобы ему позвали Пьера. Но Пьер сомневается, нужно ли ему появляться у отца. Анна Михайловна уговаривает его все же пойти, ведь это его отец и он при смерти. Пьер в приемной комнате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих. Князь Василий с некоторым страхом смотрит на Пьера, остальные, бывшие в гостиной, с любопытством рассматривают Пьера. Все указывают на него глазами, кто со страхом, кто с подобострастием. Пьер чувствует себя неловко и старается вести себя правильно, как принято в обществе. Все проходят в комнату умирающего.
Глава XX.
Пьер у больного отца. Граф Безухов. Граф лежал на длинном вольтеровском кресле. У него была седая грива волос, широкий лоб, крупные морщины на красно-желтом лице. Рядом стояли духовные лица. Все стояли молча и молились. Только князь Василий и старшая княжна медленно пошли в глубь комнаты к высокой кровати графа. Затем на некоторое время они скрываются в дальней комнате, но потом опять возвращаются к больному. Пьер все это замечает, но не придает их действиям никакого значения. Соборование. Старого графа переносят на кровать. Граф на минуту очнулся, но потом опять впал в забытье. Пьер плачет и выходит из комнаты.
Глава XXI.
Пьер и Анна Михайловна заходят в приемную, где сидят князь Василий Курагин и княжна Катишь и о чем-то
переговариваются. Как только Пьер входит, княжна что-то прячет. Анна Михайловна тоже замечает, что тут что-то не так. Происходят спор и борьба из-за портфеля с завещанием. Друбецкая старается отобрать у княжны портфель, в котором лежит завещание умирающего. В завещании граф все оставляет Пьеру. Старшая княжна уверяет Друбецкую, что это старая ненужная бумажка, но та не сдается. Случайно княжна отпускает портфель, Анна Михайловна, подхватив его, уходит в спальню. Смерть Безухова. На другое утро Анна Михайловна сообщает Пьеру, что отец оставил, скорее всего, все ему и просит не забыть о Борисе. Из ее уст вся Москва узнает о поступке князя Василия и княжны Катишь и об убитом горем Пьере.
Глава XXII.
Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Николай Андреевич Болконский — генерал-аншеф, который был сослан при Павле в деревню и жил там теперь безвыездно с дочерью княжной Марьей. Был занят то писанием мемуаров, то высшей математикой, то работой в саду. Главное в его жизни — это порядок, а потому князь был резок, требователен. Он был невысокого роста, «с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями», имел умные и молодые блестящие глаза, всегда ходил в напудренном парике. На всех наводил страх, особенно на свою дочь. Его дочь — княжна Марья. Это девушка с болезненным, некрасивым лицом. Как ее отец любил порядок, так она порядок не любила.
Глава XXIII.
Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болконского с женой. Несмотря на приезд сына, старый князь не пожелал изменить своим привычкам, он обычно спал в это время. Их встреча с княжной Марьей и ее компаньонкой француженкой Бурьен. Бурьен казалась обезумевшей от счастья, а Марья вся залилась слезами, увидев брата. Лиза болтала без умолку, но княжна Марья только молча, с любовью смотрела на Андрея. Ее волновал вопрос, едет ли князь Андрей на войну. Он дает положительный ответ. Встреча старого
князя с сыном и их разговор о войне и политике. Старый князь пустил сына на свою половину во время одевания. Князь Андрей заходит туда с тем выражением лица, которое у него было только тогда, когда он разговаривал с Пьером. Андрей рассказывает отцу план военной кампании против Наполеона. Старый князь слушает с явным неудовольствием. Он не одобряет ни войну, ни желание России вступать в нее.
Глава XXIV.
Обед в Лысых Горах. Во время обеда старый князь изучает маленькую княжну, задавая ей всякие вопросы. Сначала она кажется смущенной, но когда князь спрашивает ее о родных и друзьях, она оживляется и начинает болтать не умолкая. Князь, составив себе о ней мнение, отворачивается от нее, начиная разговор с другими. Спор старого князя с сыном о Суворове и Бонапарте. По мнению старого князя, Наполеон — «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». На что Андрей отвечает, что Бонапарт — великий полководец. В ходе спора никто не поменял своего мнения. Сгоряча старый князь кричит Андрею, чтобы тот убирался к своему Бонапарту. После обеда маленькая княгиня, со страхом поглядывавшая на отца мужа, говорит, что боится его.
Глава XXV.
Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Перед отъездом князь Андрей испытывает смешанные чувства: «страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить Жену, — может быть, и то и другое…» Его прощальная беседа с сестрой. Во время разговора Андрей жалеет сестру, которой нелегко приходится с отцом. Но княжна Марья, которая благоговеет перед отцом, запрещает так ему говорить. Марья просит Андрея выполнить одну ее просьбу: надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы». Княжна Марья благословляет брата образом. Прощание князя Андрея с отцом, женой и сестрой. Князь Андрей просит отца позаботиться о его жене, о ее родах. Старый князь дает сыну письмо к Миха-
илу Илларионовичу Кутузову, в котором просит последнего, чтобы тот князя Андрея «в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал». Старый князь старался держаться, но чувства взяли свое и «что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». С женой Андрей попрощался холодно. Отъезд Андрея.