Уроки французского
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
Рассказчик пошел в сорок восьмом году в пятый класс. Он жил в деревне, где была только начальная школа. И поэтому ему пришлось отправиться в город, уехать из родного дома. Мальчику было только одиннадцать лет, он был старшим из троих детей. В деревне было голодно. И иногда, когда было особенно тяжело, мальчик «глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде». У главного героя не было отца, семья жила очень бедно. Но мальчик очень хорошо учился, и поэтому мать решила отправить его в город.
Учился он по-прежнему хорошо. Пятерки были по всем предметам, кроме французского. У главного героя было плохое произношение.
Жизнь мальчика была тяжелой. Он очень тосковал по дому. Он также очень страдал от голода. Конечно, мать присылала ему еды. Но этого было недостаточно. Больше ничего мать присылать не могла, ведь у нее было еще двое детей. К тому же запасы съестного кто-то потихоньку воровал. Мальчик не знал, кто это делает — хозяйка дома, где он жил, или ее дети.
Однажды мальчик Федька спросил главного героя, умеет ли он играть в «чику» на деньги. Главный герой играть на деньги не умел, его пригласили посмотреть. «Разобраться в игре ничего не стоило. Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опускали на площадку, ограниченную жирной чертой метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упором для передней ноги, бросали круглую каменную шайбу.
Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, — тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били все той же шайбой, стараясь перевернуть монеты на орла. Перевернул — твоя, бей дальше, нет — отдай это право следующему. Но важней всего считалось еще при броске накрыть шайбой монеты, и, если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разговоров переходила в твой карман, и игра начиналась снова».
У главного героя не было денег, поэтому он не принимал участия в игре. Ему казалось, что он мог бы выиграть. Мальчик понимал, что такие качества, как меткость и ловкость у него есть.
Мать отправляла ему продукты, потому что денег у нее не было. Очень редко она посылала ему деньги, чтобы сын купил себе молока. Мальчику молоко нужно было пить от малокровия. Но купить молока ему удавалось крайне редко. Однажды, когда мать прислала ему пять рублей, мальчик не пошел за молоком, а разменял деньги на мелочь и отправился играть на деньги. Сначала мальчик только проигрывал. Однако он постепенно приобретал навыки к игре. И вот наступил день, когда он выиграл.
Стояла теплая осень. Погода была прекрасная. Теперь каждый день после школы мальчик приходил играть. Он стал выигрывать. У мальчика появились свои методы, которые и позволяли ему оставаться в выигрыше. Теперь у него появились деньги, и он мог купить молока.
Сначала мальчики спокойно относились к тому, что главный герой всегда выигрывает. Но потом они заметили, что он быстро выходит из игры. Им это не понравилось. Однажды завязалась драка. Главного героя избили и прогнали.
На следующий день мальчик с тоской смотрел на свою избитую физиономию в зеркало. Ему было страшно идти в школу. Первым уроком был французский. Учительница, Лидия Михайловна, обратила внимание на лицо своего ученика. Она спросила у него, что случилось. Мальчик ответил, что упал. Один из учеников, Тишкин, сказал: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал».
Это было настоящее предательство. Главный герой остолбенел. За игру на деньги могли исключить из школы. Но Лидия Михайловна словно не обратила внимания на слова Тишкина. Она вызвала его к доске. А главному герою рассказа велела остаться после уроков. Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору. Но Лидия Михайловна стала спрашивать, выигрывает он или проигрывает. Мальчик ответил, что выигрывает. Учительница спросила, что он делает с деньгами.
«—Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?»
— Нет, немного. Я только рубль выигрываю.
— И больше не играешь?
— Нет.
— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
— Покупаю молоко.
— Молоко?»
Очевидно, слова мальчика поразили молодую учительницу. Она только лишь сказала, что на деньги играть не надо, нужно обходиться без этого. Мальчик пообещал Лидии Михайловне, что больше играть не будет.
В этот период мальчику приходилось очень тяжело. Из деревни никто не приезжал и не передавал ему продукты. Мальчику все время хотелось есть. Однажды он не выдержал и пришел к ребятам, которые играли на деньги. Теперь мальчику нужен был рубль не на молоко, а на хлеб. Его встретили недоброжелательно. Несколько дней он играл очень осторожно, но потом опять выиграл рубль. Его снова избили. Это опять заметила Лидия Михайловна. Учительница вызвала мальчика читать. У него были разбиты губы, и читал он еще хуже обычного. Учительница решила заниматься с ним отдельно. Лидия Михайловна сказала, чтобы мальчик вечером приходил к ней домой. Мальчик очень стеснялся. Он неловко чувствовал себя в доме учительницы. После занятий Лидия Михайловна приглашала своего ученика ужинать. Он чувствовал себя от этого еще хуже. Он не мог заставить себя есть в присутствии учительницы, все время убегал. И Лидия Михайловна перестала приглашать его к столу.
Однажды мальчику сказали, что ему принесли посылку. Посылка находилась в школе в раздевалке. Мальчик подумал, что посылку привез шофер из деревни. Он радостно бросился в раздевалку. Здесь ему дали белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Мальчик удивился, ведь мать посылала ему еду в обычном мешке. На посылке была написана его фамилия и его класс. Мальчик открыл посылку, там были макароны. Он был поражен, ведь это для него было целое богатство. Мальчик съел несколько сырых трубочек и стал думать, куда спрятать макароны, чтобы сберечь их. Но вдруг главный герой задумался. В его деревне не продавались макароны. И где же могла мать взять деньги, чтобы их купить. В посылке главный герой нашел и несколько кусков сахара, и две плитки гематогена. Тогда он окончательно понял, что посылку отправляла не мать. Мальчик пошел искать учительницу. Лидия Михайловна сделала вид, что ничего не понимает. Но мальчик сказал, что знает: посылку отправила она. Лидия Михайловна смутилась. Ученик сказал, что в деревне нет макарон и гематогена. Учительница удивилась. И она сказала, что всегда жила в городе, поэтому понятия не имеет, что есть в деревне. Лидия Михайловна сказала, что знает о бедственном положении ученика. И она стала уговаривать его взять макароны. Мальчик отказывался. Она сказала: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
Мальчик все-таки отказался от подарка и убежал.
Лидия Михайловна по-прежнему занималась с ним. И главный герой стал делать успехи во французском языке. Лидия Михайловна уже хвалила его, обещала в скором времени твердую пятерку. Главный герой уже не так скованно чувствовал себя в квартире учительницы. Однако за стол по-прежнему не садился.
Однажды учительница спросила, играет ли он теперь на деньги. Была зима, и мальчик ответил, что теперь не играет. Ведь выпал снег, а игра проводилась на улице. Учительница спросила, что это была за игра. Мальчик объяснил. Лидия Михайловна сказала, что в детстве они играли в другую игру, она называлась «пристенок». Учительница рассказала об этой игре: «Я бью монетой о стену. — Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой отлетела на пол. — Теперь, — Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руку, — бьешь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется “замеряшки”. Достанешь — значит, выиграл».
Рассказав об игре, учительница предложила сыграть. Мальчик не верил своим ушам. Он не понимал, как можно играть с учительницей. Однако потом она все-таки убедила его попробовать поиграть. Сначала они просто играли, но Лидия Михайловна сказала, что играть просто так неинтересно. Нужно играть на деньги.
После этого учительница стала практически каждый день играть с учеником. Мальчик разобрался в игре, стал выигрывать. У него снова появились деньги, он мог покупать молоко.
Однажды во время игры мальчик и Лидия Михайловна заспорили о счете. И вдруг услышали голос директора. Он вошел в квартиру и увидел, что Лидия Михайловна играет со своим учеником. Он начал кричать: «Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»
Через три дня Лидия Михайловна уехала. Она сказала, что поедет домой к себе, на Кубань. Мальчику она сказала, что его никто не будет ругать за игру, ведь виновата только она. Больше он ее никогда не видел. Зимой ему пришла по почте посылка. Там лежали макароны и три красных яблока. Раньше мальчик видел яблоки только на картинах. Но сразу догадался, что это они.
Произведение рассказывает нам о трудностях послевоенного времени. Главный герой, маленький мальчик, талантлив и трудолюбив. Он страстно желает учиться и подходит к этому со всей ответственностью, несмотря на многочисленные проблемы.
Главному герою присуще чувство собственного достоинства. Он никому не говорит о своих проблемах, он слишком горд для этого. Мальчик сам ищет выход из сложной ситуации. Учительница добра и внимательна. Она желает помочь талантливому мальчику и поэтому принимает столь странное решение — играть с ним на деньги. Несомненно, что учительница не просто помогла ребенку в голодное время, она дала ему подлинные уроки доброты, которые не забылись на протяжении всей дальнейшей жизни.