Мистическое повествование, наполненное символизмом и метафорами, входит в сборник сочинений «Миргород». Краткое содержание повести «Вий» Гоголя даёт неполное представление о чувстве юмора писателя, и о его сложных отношениях с религией.
Произведение Гоголя «Вий» читается легко, но краткое содержание не уместит весь колорит украинской столицы и деревень позапрошлого века, перемешанный с мистицизмом автора.
Обычаи того времени велели, чтобы ученики духовной семинарии на каникулах сами себе зарабатывали на одежду и еду. Как правило, семинаристы отправлялись по окрестным сёлам и хуторам, и искали богатых покровителей. Они их развлекали учёными беседами, песнями, а в награду за это получали поросят, кур, кольцо колбасы и т. д… Всё это сваливали в мешок и отправлялись далее.
Главные герои «Вий» Гоголя – это философ Хома Брут и панночка (дочка сотника и ведьма в одном лице).
Второстепенные персонажи: приятели Брута – ритор Тиберий Горобец, богослов Халява, и сам сотник.
Повествование начинается с того момента, когда трое приятелей покинули стены семинарии, и в первый же день каникул заблудились между деревнями. Лишь к ночи они вышли к небольшому хутору, который показался им несколько странным, но жилым. Уставшие и голодные семинаристы постучали в двери первой же хаты, и двери им открыла старуха, которая пустила их переночевать, но при условии, что ночевать они будут в разных местах.
Хома Брут умудрился стащить из кармана приятеля сушёного карася, и не возражал, что старуха отвела его в пустой овечий хлев. Съев карася, Хома уже хотел было уснуть, но тут дверь скрипнула, и на пороге появилась старуха. Молодой семинарист сначала не понял, что хочет от него хозяйка, но её намерения ему всё равно не понравились. Сбежать от старухи Хоме не удалось, и она совсем не с женской силой ухватила его и оседлала. Выскочив из сарая, старуха верхом на Хоме скакала по полям и лугам, погоняя перепуганного до полусмерти бурсака метлой.
Поняв, что это ведьма, Хома стал быстро креститься и молиться, и это помогло, хватка ведьмы ослабла. Воспользовавшись моментом, Хома извернулся и сам запрыгнул на спину ведьмы. Сидя верхом на старухе Хома осмелел, и погнал её галопом под светом луны, не забывая её лупить по бокам поленом, которое он подобрал на дороге.
Наконец, ведьма обессилила, свалилась на дорогу и застонала. Изменившийся голос старухи показался Хоме странным, и он нагнулся, чтобы взглянуть на ведьму поближе.
Перед ним лежала сказочной красоты девица, с невероятной красы глазами и чёрными как смоль косами. Она умирала, и это привело Хому в ужас.
Не разбирая дороги, Хома бросился бежать, аж до самого Киева. Он старался забыть о странном происшествии, и это ему почти удалось.
В городе поползли слухи, что недалеко от Киева избили дочку богатого сотника и она умирает. Додумать Хома не успел, потому что его вызвал ректор, и приказал отправляться в село к сотнику, чтобы почитать отходную молитву его умирающей дочери. Таково было последнее желание панночки, а чтобы Хома не думал сбежать, сотник прислал за семинаристом экипаж и козаков для охраны.
Отходную Хома прочесть не успел, так как избитая панночка умерла в ночь его приезда. Он было обрадовался, да рано. Перед смертью дочка сотника наказала, чтобы три ночи подряд Хома Брут молился, и тем самым спас её грешную душу.
Тронутый горем отца, и обещаниями набить карман червонцами, Хома направился в дом, где стоял гроб с умершей девушкой. Сначала он не решался взглянуть на лицо девицы, но начав читать молитвы, её взгляд скользнул по телу усопшей, и замер на её лице. Это была та самая ведьма, и та самая девушка, которую он избил поленом несколько ночей назад.
На закате дня, гроб перенесли в церковь, а семинариста отправили отужинать перед долгой ночью. Мужики да бабы завели разговор о ведьмах, и начали рассказывать Хоме о проделках панночки. Напуганный рассказами Брут, выпил горилки, и это несколько приободрило его. Когда его отвели в церковь и заперли двери на ключ, Хома смело принялся за дело. Расставил свечи, и подошёл к гробу. Панночка не выглядела умершей, и Хоме даже показалось, что она смотрит на него.
Чтобы прогнать страх, Хома принялся петь молитвы, но с каждой минутой ужас всё больше охватывал его.
Внезапно он увидел, как панночка села в гробу, а затем вылезла и пошла бродить по церкви с закрытыми глазами. Она искала Хому и он это знал.
Студент вспомнил науку, очертил вокруг себя мелом круг, и принялся читать заклятия, изгоняющие злых духов. Панночка не могла его видеть, но она знала, что он тут. Забравшись в гроб, панночка принялась летать в нём по церкви, но до философа добраться не могла. Ей мешал круг из мела и заклятия Хомы. С первым криком петуха, внезапно всё закончилось. Гроб бухнулся на своё прежнее место, и панночка затихла.
Придя в хату, в которой Хому разместили, он уснул и проспал до обеда. Сон выветрил весь ужас из его головы, а кварта горилки, да запечённый поросёнок настроили на философский настрой.
Оставшийся день до вечера, Хома всячески пытался себя развлечь, но солнце неуклонно катилось за горизонт.
Войдя в церковь на второе ночное бдение, Хома уже знал, что его ожидает, и первым делом сразу очертил вокруг себя мелом круг. Он громко читал заклинания и не заметил, как панночка выбралась из гроба, и уже стояла в двух шагах от него. Ведьма его по-прежнему не видела и Хома читал заклинания всё громче и громче.
Внезапно по всей церкви пошёл ветер, раздался вой, скрежет, лязг зубов. Вся нечисть подземного мира рвалась в церковь, но внезапный крик петуха развеял чары.
На этот раз силы покинули Хому, и из церкви его пришлось выводить под руки. От ужаса перенесённой ночи, молодой семинарист поседел как старик.
Придя в себя, Хома отправился к сотнику с требованием отправить его в Киев. Он рассказал сотнику, что его почившая дочь ведьма, и он не будет читать по ней молитвы. Но сотник как будто и не удивился такой новости, и пообещал награду в тысячу золотых червонцев за спасение души своей дочери. Отказа он не принял, и обещал выпороть, если Брут откажется. Для вида Хома согласился, но решил сбежать. Никакие деньги мира не стоят ещё одной ночи такого ужаса. Побег оказался неудачным, и беглеца вернули на панский двор.
Выкушав полведра сивухи, Хома развеселился, запел, затанцевал, пока не свалился в пьяном сне.
Вечером Хому растолкали, снова накормили и отправили в церковь. Уже по пути слышался вой, похожий на волчий и лай собак. Всё это наводило жуть, своей неестественностью, и Хоме пришлось собрать всё своё мужество в кулак.
Очертив привычно круг мелом, Хома стал читать молитвы, но постоянно сбивался и заговаривался. В ужасе семинарист перекрестился и принялся петь заклинания, пока его не прервал грохот треснувшей крышки гроба. Покойница была ужасна. Зубы её стучали, и из её зелёных губ вылетали страшные заклинания.
Поднялся вихрь и в старую церковь влетели адские создания. Они кружили по храму Божьему и искали философа, но волшебный круг его надёжно укрывал от их глаз.
Ведьма позвала Вия – это древнее чудовище с железным лицом, и веками до земли. Хома зажмурился и читал заклинания. Внутренний голос уговаривал его не смотреть на Вия и продолжать чтение, но не выдержал семинарист. Как только он взглянул на Вия, тот его увидел и указал демонам на остолбеневшего Хому. С визгами и воплями вся нечисть бросилась на несчастного Хому и вышибла дух из молодого философа.
Тут же раздался петушиный крик, все чудовища бросились прочь из старой церкви, толкаясь и давя друг друга. Они не успели, и первые лучи солнца осветили церковь, с застрявшими в дверях и оконных проёмах чертями.
Пришедший с первыми лучами солнца священник сбежал оттуда со всех ног, и со временем, дорога к проклятой церкви заросла кустами, да бурьяном. Никто не решался даже близко подойти к этому ужасному месту.
Приятели Хомы Брута ритор Тиберий Горобец и богослов Халява помянули незадачливого приятеля чаркой водки и обсуждали, что стало причиной его смерти. Нечистая сила его сгубила, страх, или неверие?
Повесть «Вий» Гоголя – это на самом деле краткое содержание легенды малороссов, которую писатель записал, почти ничего не изменяя. В чём смысл этой легенды можно понять, даже прочтя краткое содержание книги.
Одни молитвы без веры – ничего не стоят. Никакие молитвы не спасут, если ты сам пускаешь нечистого к себе и сам открываешь ему свои глаза и душу.