Золотые слова
«Когда я был маленьким, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я». Так начинается рассказ Зощенко, который ведется от лица мальчика Миньки. Желание детей оказаться за столом имело несколько причин. Первая — было много разнообразной еды. Вторая — взрослые рассказывали много интересных фактов из жизни. Сначала ребята сидели за столом тихо, но со временем осмелели и тоже стали делиться своими жизненными впечатлениями. Детские высказывания смешили гостей. А родители были горды тем, что в этих разговорах виден ум и развитие их детей. Но один ужин изменил этот «обычай».
Начальник папы Миньки рассказывал невероятную историю о том, как он спас пожарного. «Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня». Детям не понравился такой рассказ. Леля сидела словно на иголках. Ей хотелось поведать свою историю, по ее мнению, более интересную. А так как начальник рассказывал очень медленно, то девочка не выдержала и перебила рассказчика: «Это что! Вот у нас во дворе была одна девочка…» Свою историю Леля не продолжила, так как мама на нее шикнула, а папа строго посмотрел. Начальник же покраснел от гнева и возмутился тому, что дети сидят за одним столом со взрослыми и перебивают их.
Девочка напомнила то место, где начальник остановился. И тут же заметила, что угоревший пожарник не мог сказать ему «мерси», так как он лежал скорее всего без сознания. И снова принялась рассказывать свою историю. Теперь она получила шлепок от мамы. Гости заулыбались. А начальник еще более покраснел. Но мальчик решил исправить положение. Он поведал о том, что угоревшие бывают разные. Но, как правило, они бормочут сами не зная чего. Так что вместо «караул», тот вполне мог сказать «мерси». Гости засмеялись. Начальник, которого уже трясло от гнева, сказал родителям: «Вы плохо воспитываете детей. Они мне просто пикнуть не дают — все время перебивают глупыми замечаниями».
Бабушка все это время наблюдавшая за происходящим, заметила, что Леля вместо раскаяния продолжала есть за двоих. Девочка тихонько заметила, что на сердитых воду возят. Однако начальник расслышал эти слова и принял их на свой счет. Он ахнул от удивления и снова обратился к родителям девочки: «Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти». На этот раз папа сказал, что из-за плохого поведения детей за столом им не разрешается с этого времени ужинать со взрослыми. А сейчас он предложил им допить чай и покинуть комнату.
«Доев сардинки, мы с Лелей удалились под веселый смех гостей». После этого случая дети два месяца не садились за стол вместе со взрослыми. Однажды, когда отец был в хорошем настроении, они уговорили его снова разрешить им садиться с ними за один стол. Он согласился, но запретил им что-либо говорить за столом: «Одно ваше слово, сказанное вслух, — и более вы за стол не сядете».
И вот снова в один прекрасный день детям позволено сидеть за одним столом со взрослыми. Теперь они сидели очень тихо и постоянно молчали. Они понимали, что случайно высказанное слово лишит их возможности теперь уже навсегда сидеть за общим столом.
Однако такой запрет их не очень расстроил. Они ели за четверых и пересмеивались между собой. «Мы считаем, что взрослые даже прогадали, не позволив нам говорить. Наши рты, свободные от разговоров, целиком заняты едой». Так за столом они съели все, что можно, и принялись за сладкое.
Когда со сладким и чаем было покончено, они решили все попробовать по второму кругу. Тем более что мама заметила, что еда закончилась, и принесла новые порции.
Мальчик взял булку и хотел ее намазать маслом. Но оно было сильно замершим и никак не хотело размазываться по булке. Масло было словно каменное. Тогда Минька придумал: положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. Но свой чай он уже выпил, поэтому решил погреть его над соседним стаканом. Это оказался стакан папиного начальника. Он рассказывал что-то интересное, поэтому совершенно не заметил, что делает мальчик.
«Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я его хотел намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут мое масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай». Мальчик обмер от страха. Он не отрываясь смотрел на стакан с маслом. Когда наконец Минька оглянулся, он увидел, что никто не заметил того, что случилось. Только Лелька заметила и, поглядывая на брата, стала посмеиваться. Она еще больше начала смеяться, когда начальник стал ложечкой помешивать свой чай. Он мешал его так долго, что все масло растаяло. «И теперь чай был похож на куриный бульон». Начальник поднес стакан ко рту. Леле было очень интересно, что произойдет, когда он глотнет этой бурды. Однако, она испугалась и хотела крикнуть ему: «Не пейте!» Но вспомнила, что отец не разрешил ей разговаривать за столом, и промолчала. Брат ее тоже ничего не сказал. Начальник наконец сделал большой глоток. «Но тут глаза его стали круглыми от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». От испуга он не мог ничего произнести и ничего ответить родителям. Все стали рассматривать его чай. Мама мальчика попробовала и сказала, что там плавает всего лишь кусочек масла, который растопился в горячем чае. Папа поинтересовался у детей, как оно могло туда попасть. Получив разрешение говорить, Леля выпалила: «Минька грел масло над стаканом, и оно упало». И все засмеялись. Некоторые же стали рассматривать свои стаканы.
Начальник начал говорить, что дети могли не масло, а деготь в чай добавить. Один из гостей заметил, что дети видели, как упало масло, но ничего не сказали. В этом он видел главное преступление. Все узнали, что папа не разрешил за столом разговаривать. Поэтому они никому ничего не сказали. Папа на это сказал, что они не гадкие, а глупые дети, потому что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь придерживаться правил, но только делать это надо с умом. И в таком случае вместо наказания они получили бы благодарность. «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки, — сказал папа. — И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд». Мама и бабушка стали приводить примеры, когда те должны были бы исполнять приказания и в новых условиях. Например, бежать из квартиры, если начался пожар, хотя детям и говорили не выходить из дома. Папа посоветовал налить чаю Леле, так как из-за глупости их наказывать не следует. Гости засмеялись, а дети зааплодировали.
Но мальчик тогда папиных слов не понял. Понимание золотых слов пришло со временем.
Автор обращается к детям и говорит, что теперь придерживается этих слов во всех случаях жизни. Даже в работе он старался следовать этому правилу: писать по тем же законам, что и мастера этого искусства. Но он увидел, что обстановка изменилась. «Жизнь и публика уже не те, что были при них». Поэтому он не стал подражать мастерам. Возможно, именно поэтому автор принес мало огорчений людям. «И был до некоторой степени счастливым. Впрочем, еще в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: “Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти”. Это были тоже золотые слова».
Золотые слова многих героев мы находим в произведении Зощенко. И все они говорят, во-первых, о том, что не надо делать поспешных выводов. А во-вторых, не стоит следовать беспрекословно всем правилам и указаниям, которые произносят взрослые. Все действия изначально надо продумывать, а что непонятно, уточнить у того, кто дал подобные указания. И, возможно, тогда ошибок человек на своем жизненном пути будет совершать намного меньше.