Одним из самых известных народных преданий славян является «Легенда о граде Китеже», краткое содержание которого позволяет узнать историю и понять догматы православной веры.
История славного города Китежа была описана в книге «Китежский летописец». По официальной информации эту книгу издали в конце XVII века. Но речь в ней идёт о событиях, которые произошли задолго до этого. По сути, «Китежский летописец» представляет собой сборник древних славянских легенд о городе Китеже и его основателях.
Легенда о граде Китеже кратко описывает историю правления великого князя Георгия по другим историческим документам Юрия Всеволодовича, знаменитого храмостроителя времён Древней Руси. Этот суздальский князь был потомком Юрия Долгорукого и прославился тем, что построил множество церквей и храмов в честь Богоматери. Его славное правление закончилось вместе с нападением войск хана Батыя.
В легенде тесно переплетается история становления православия на Руси, описание жизни святого Георгия, печальная правда о разорении славянских земель татаро-монголами. Это удивительное сказание вдохновило многих литераторов, художников, композиторов на создание гениальных произведений.
«Сказание о граде Китеже»: краткое содержание
Предание о граде Китеже начинается с описания генеалогии Юрия II, того самого знаменитого суздальского князя Георгия Всеволодовича. Его отцом был псковский князь Всеволод Мстиславович, приложивший множество усилий к распространению православной веры на Руси.
Юрий II продолжил дело отца, будучи молодым князем, он отправился из Пскова в Чернигов. Там он обратился к черниговскому князю Михаилу с просьбой дать письменное разрешение на постройку храмов и городов на территории Руси. Великий князь дал Юрию II грамоту, разрешающую это богоугодное дело, и пообещал, что его деяния зачтутся в день Второго Пришествия.
В летописи указывается дата этого знаменательного события – 6672 год от сотворения мира, то есть 1164 год от Рождества Христова. С этого момента князь Георгий Всеволодович стал ездить по городам Руси и строить церкви и храмы в честь Богоматери. За годы жизни он успел возвести Успенскую церковь в Новгороде, Успенскую церковь в Москве, храм Богоматери в Ростове Великом.
Во время выполнения своего христианского долга он встретился с Андреем Боголюбским. Найдя в нём своего единомышленника, он распорядился продолжать великое дело просвещения Руси. Андрей Боголюбский послушался повеления князя и уехал в Муром, строить там Успенскую церковь.
Находясь в Ростове Великом, князь Георгий Всеволодович нашёл мощи епископа Леонтия. Этот церковнослужитель был знаменит тем, что просвещал Ростовские земли. Найденные мощи святого убедили князя в правильности выбранного пути. Поэтому после встречи с Андреем Боголюбским он отправился в Ярославль. Там он воспользовался стругом для того, чтобы вплавь преодолеть часть своего пути.
Проплыв вниз по течению реки Волги, он пристал к берегу и выстроил новый город, который назвал Малый Китеж. Князь прибыл не один, кроме дружины с ним была и христианская реликвия – чудотворная Феодоровская икона Богоматери. Жители нового города не раз просили князя, чтобы он построил церковь и внёс чудотворную икону в город. Но произошло нечто невероятное – святой образ оставался недвижим на одном месте. Увидев в этом знак свыше, князь выстроил вокруг этого места монастырь.
Несмотря на то что Малый Китеж был прекрасен, Георгий Всеволодович не остался в нём княжить, он отправился дальше. Переправившись через реку Керженец, великий князь увидел дивное по красоте озеро Светлояр. Восхитившись красотами природы, он заложил у берегов озера новый город – Большой Китеж.
В летописи о граде Китеже говорится, что постройка города заняла всего три года и закончилась в 6676 году от сотворения мира (в 1167 году от Рождества Христова). При этом размеры города были небывалыми по тем временам. На территории Большого Китежа находилось три церкви: Успенская церковь, Благовещенская церковь и церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Закончив постройку города, Георгий Всеволодович вернулся в Малый Китеж. Там он распорядился измерить расстояние, пролегающее между этими двумя городами. Кроме того, князь повелел написать книгу «Летописец», в которой бы описывались все чудеса, что происходили с ним за время постройки храмов и городов.
Огласив свои пожелания, великий князь собирался домой, в город Псков. Жители Малого Китежа оказали ему должные почести, а Георгий Всеволодович помолился Богу и отправился в путь. Прибыв в Псков, князь стал вести жизнь образцового христианина – соблюдал пост, молился, раздавал нищим милостыню.
Но к концу жизни великого князя пришла беда на русские земли. В 6747 году от сотворения мира (1239 от Рождества Христова) на Русь напало татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя. Князь Георгий Всеволодович с сыновьями пытался дать ему отпор под Псковом, но был разбит. Тогда знаменитому храмостроителю пришлось бежать в Малый Китеж.
Из Малого Китежа Георгий Всеволодович вместе с войском тайно бежал в Большой Китеж. Там он мог подготовить оборону, ведь дорога до города пролегала через дремучий лес и была неизвестна врагам.
Тогда Батый захватил малый Китеж и начал пытать его жителей, пытаясь узнать дорогу до стольного града. Все жители несмотря на мучения хранили молчание, и только один из них не выдержал мук. Испугавшись пыток, изменник повёл врагов к столице тайной тропой. В сказании о граде Китеже указано и имя предателя – Гришка Кутерьма. Войска хана шли тайной тропой, высекая мечами просеку в лесу. С тех пор эта дорога носит название Батыевой тропы. Местные жители показывают её паломникам, прибывшим к озеру Светлояр.
Изменник привёл войска к стенам города, у них дозором стояло три богатыря. Когда они увидели приближающихся врагов, один из богатырей отправил своего сына предупредить жителей города об опасности. В спину мальчика попала татарская стрела, но он сумел добежать до города и выкрикнуть: «Враги!». После этого мальчик упал замертво.
Богатыри тоже не смогли сдержать наступление вражеского войска. Князь Георгий Всеволодович вышел с остатками войска навстречу противнику и погиб в бою. Тогда жители города вышли на крепостные стены с иконами и стали молить Господа о спасении.
На глазах изумлённых татар произошло чудо. Большой Китеж укрылся под водами озера Светлояр вместе со всеми жителями. По преданию, он выйдет из воды в день Второго Пришествия.
А сейчас увидеть город может только чистый душой человек. Поэтому искренне верующие христиане возле Светлояра слышат перезвон его колоколов, и видят отблески солнца на маковках его церквей. Есть и другая версия легенды, согласно которой город скрылся не в озере, а под землёй. Он стоит там и сейчас, скрытый от людских глаз.
Сказание не заканчивается на описании чуда, в нём также говорится о событиях, которые произошли после. Летописец рассказывает, как похоронили мощи Георгия Всеволодовича и о том, как разорили русскую землю татары.
В конце летописи в четвёртой её части, идут рассуждения о духовной чистоте, позволяющей увидеть Большой Китеж, и греховных соблазнах, препятствующих этому. Заканчивается сказание восславлением Бога, святых и Богородицы.