Из истории работы над «Героем нашего времени» известно, что все главы, составляющие роман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как новеллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.
Новелла отличается острым, часто парадоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки присутствуют. Так, к примеру, начало «Тамань — самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание. Дальнейшее повествование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание сосредоточить на другом («меня хотели утопить»). Совершенно неожиданно Печорин оказывается благодаря своему любопытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к новому, неожиданному сюжетному развитию новеллы. Начавшиеся было романтические отношения Печорина с ундиной, свидание в лодке приобрели совершенно неожиданное для читателя продолжение. Девушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сюжета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.
Печорин разгадал тайну контрабандистов, но от этой разгадки ему стало грустно — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера героя. Активно и настойчиво пытаясь узнать, чем занимаются Янко, ундина, слепой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»
Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбойничьей новеллы» и путевых заметок.
Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?
Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и верой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал импульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем риске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту города. Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из простого люда и поступает доверчиво и неосмотрительно. Принятые им меры безопасности оказываются слабыми и недействующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которыми он встречается, большей частью отрицательная. Окружающая жизнь в Тамани кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную игру, чтобы сделать эту жизнь ярче, интереснее. Однако его намерения, действия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и ничтожными. В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренного, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печорина.
Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?
Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, оставшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.
Произведение «Герой нашего времени» в литературоведении считают реалистическим социально-психологическим романом. Можно ли это утверждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?
«Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтическое и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проблем всего романа, и «Тамани» в частности, это проблема нравственной ответственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу. Другая проблема новеллы — жизнь «естественного» человека и противоречие между миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей цивилизованного мира, которых представляет Печорин. Борьба этих двух начал в человеке проявляется и в поведении Печорина, составляя его внутренние противоречия.